Всемирный Клубъ-Музей-Лекторий "Маски, Лики, Фигуры и энергоартефакты мира"

Бесермяне

Народы России. Бесермяне Бесермяне (самоназвание – бесерман) – народ в России. Включены в Единый перечень коренных малочисленных народов Российской Федерации (2000 г.).

Расселены на северо-западе Удмуртии в бассейне р. Чепцы (приток р. Вятки) в пределах Юкаменского, Глазовского, Балезинского, Ярского районов, а также в сопредельных районах Кировской области. Численность по переписи 1926 г. составляла 10 034 человек (в последующих переписях, вплоть до 2002 г., как отдельный этнос не выделялись, включались в состав удмуртов). Согласно результатам переписи 2002 г. численность в Российской Федерации – 3122 чел., из них 2998 чел.

Проживают в Удмуртской Республике. Живут среди удмуртского, татарского, русского населения в 41 населенном пункте, где составляют основную часть. Чисто бесермянских деревень – 10. Язык бесермян – наречие удмуртского языка, в фонетике и лексике прослеживается ряд специфических черт, характерных для тюркских языков.

За более чем 100-летнюю историю изучения бесермян учеными высказывались разные предположения относительно их этногенеза. Несмотря на довольно обширную историографию, многое и сегодня остается на уровне гипотез. В дискурсе преобладают две конкурирующие гипотезы.

Согласно одной – бесермяне – удмуртизированные тюрки, согласно другой – тюркизированные удмурты. Русские летописные источники XIII—XV вв. фиксируют народ под названием бесермян на Волге и в нижнем течении р. Камы, письменные документы XVII в. отмечают бесермян в бассейне р. Чепцы, часто называя их «чуваш», позднее за ними окончательно закрепляется этноним бесермяне. Современное историко-этнографическое знание с учетом письменных и полевых источников позволяет предположить, что бесермяне – это группа южных удмуртов, испытавшая сильное и длительное тюркское влияние.

В состав бесермян, возможно, влилась какая-то раннетюркская группа, родственная чувашам. В их формировании существенную роль сыграл, очевидно, религиозный фактор: в Волжской Булгарии часть южноудмуртского населения приняла ислам и стала осознавать себя как нечто отличное от удмуртского этноса и постепенно получила название «бесермян» (возможно, восходящее к «мусульман»). После падения Волжской Булгарии бесермяне бежали от монголо-татар в глухие вятские леса и оказались в бассейне р. Чепцы и с тех пор живут среди северных удмуртов, но сохранили свою южноудмуртскую речь. Группа бесермян тогда была немногочисленной. По учету 1678 г. были 4 бесермянские деревни, насчитывавшие 73 двора и 337 человек мужского пола, а учет 1717г. отмечал 18 деревень со 100 дворами и 432 мужского пола. Для религии бесермян характерен сложный синкретизм. В XVIII в. они приняли православие, но сохранили традиционные верования и мусульманство. В деревню ежегодно приглашали для совершения моления муллу, считалось необходимым его присутствие при похоронах; мулле относили муку (крупу) после первого выгона скота в поле. Развит культ предков, ярко проявляющийся в погребальной и поминальной обрядности. Основное традиционное занятие бесермян – пашенное земледелие. Возделывали озимую рожь, ячмень, овес, лен, коноплю, вырашивали репу, морковь, капусту, огурцы, брюкву. Заметную роль играло животноводство. Занимались бортничеством. Стержневым социальным институтом сельских бесермян вплоть до 30-х гг. XX в. была соседская община: простая – объединявшая жителей одного поселения, и сложная, включавшая несколько малых деревень. Встречались этнически смешанные общины.

Сохранялись формы соседской и родственной взаимопомощи (веме). До первой четверти XX в. у бесермян наряду с малой семьей существовали большие неразделенные семьи. Межэтнические браки были редки, очевидно, из-за особенностей верований, быта, обрядов. Разделение больших семей широко распространяется с началом коллективизации.

Современные бесермяне живут малыми семьями, часто встречаются смешанные браки. К началу 90-х гг. XX в. сложились внутренние предпосылки (рост этнического самосознания, становление бесермянской интеллигенции, осознающей ответственность перед своим быстро исчезающим этносом) и внешние условия (демократизация общества, либерализация в сфере национальной политики, связанные с эпохой перестройки), которые способствовали становлению бесермянского национального движения. В январе 1990 г. состоялось учредительсное собрание Общества бесермянского народа. Впервые в повестку дня общественно-политической жизни Удмуртии была поставлена «бесермянская проблема», причем как в научном, так и практическом плане. Был намечен и стал постепенно реализовываться целый комплекс мер по преодолению сложившегося негативного положения бесермян.

Решением бюро Удмуртского рескома КП РСФСР была создана специальная комиссия по изучению проблем бесермянского народа. В 1992 г. Президиумом Верховного Совета Удмуртской Республики от 2 июля № 735-ХII и Сове­том Министров Удмуртской Республики от 29 июля № 293 было принято постановление «О восстановлении исторического имени бесермянского народа». По представлению Правительства Удмуртской Республики, постановлением Правительства Российской Федерации от 29.03.2000 г. бесермяне были включены в Единый перечень коренных малочисленных народов Российской Федерации.

По поручению Комитета по делам национальностей при Правительстве Удмуртской Республики (ныне – Министерство национальной политики УР) в ответ на обращение Общества бесермянского народа, Удмуртским НИИ истории, языка и литературы УрО РАН была разработана научная программа по комплексному изучению бесермян. В 1995 г. проведено этностатистическое обследование бесермянского населения, в результате получен целый ряд репрезентативных данных. Так, выяснилось, что 64% бесермян желают восстановить свою национальность, 13,5% относят себя к удмуртскому этносу, 2,5% — к русским, 20% не определили свое отношение. Таким образом, после многолетнего забвения бесермяне как этнос не только вернулись на карту России, но и впервые в своей истории получили право на реализацию всего спектра гарантий, предусмотренных Законом Российской Федерации «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации». В республике с 1996 г. регулярно проводится республиканский бесермянский праздник «Корбан». Открыто несколько историко-культурных экспозиций-выставок, созданы и успешно функционируют фольклорно-этнографические коллективы, осуществлен ряд изданий о культурном наследии. В солидных справочно-энциклопедических изданиях «Народы России», «Народы и религии мира», «Удмуртская Республика» были опубликованы специальные статьи, посвященные бесермянам, что также содействовало осознанию ими своей этничности. Удмуртским ИИЯЛ УрО РАН впервые опубликованы две солидные книги, полностью посвященные бесермянам (О бесермянах. Сборник статей / Составитель Г. К. Шкляев. Ижевск, 1997.; Е. В. Попова.

Семейные обычаи и обряды бесермян (кон. XIX – 90-е годы XX в.). Ижевск, 1998). Из работ более раннего периода можно назвать солидную монографию Т. И. Тепляшиной «Язык бесермян» (М.: Наука, 1970). На подходе — другие публикации. В 90-е гг. XX в. впервые были защищены две кандидатские диссертации (Г. И. Попова, Е. В. Попова) и одна докторская (А. П. Шаховской) диссертация по бесермянам. Одна из первых «бесермянских» диссертаций (Г.Н. Трефилов), подготовленная еще в 1950-е гг., к сожалению, так и не была защищена. Министерство национальной политики УР в своих изданиях неоднократно обращалось к бесермянской тематике: Г.К. Шкляев Бесермяне // Информационный бюллетень. № 1. Ижевск, 1996; Информационно-методический бюллетень. № 4. Ижевск, 2000., практически целиком посвященный бесермянам. На радио и ТВ осуществлен ряд передач о бесермянах.   Литература: 1. Владыкин В.Е., Попова Е.В. Этническая мобилизация бесермянского народа // Феномен Удмуртии. Т. 3., Кн. 3. Единство и многообразие этнических мобилизаций: уроки пройденного пути. М.-Ижевск: Издательство «Удмуртия», 2003. 2. Владыкин В.Е., Попова Е.В. Бесермяне // Народы и религии мира. М.: Научное издательство  «Большая Российская Энциклопедия», 2000.... 

Источник: http://www.nashasreda.ru

Получить консультацию
Яндекс.Метрика