Клубъ-Музей-Лекторий
"Традиционные Маски и Фигуры мира"

Академические среды

1.

Полум-Торум (Полум-ойка, Тапал-ойка) - «хозяин» реки Пелым, один из сыновей верховного бога Нуми-Торума (в варианте Н.Л. Гондатти – старший сын; по материалам Е.И. Ромбандеевой – третий сын). Считалось, что Полум-ойка живет со своей семьей на Пелыме; место его обитания являлось священным. Главная функция «хозяина» Пелыма заключалась в обеспечении населения этого региона природными богатствами – рыбой и зверем. Полагали, что Полум-Торум является посредником при передаче жертв, предназначенных Нуми-Торуму. Он же являлся заступником перед отцом за людей, проживавших на подчиненной ему территории. От желаний бога-покровителя Пелыма зависело приостановить или напротив наслать на людей болезни.

В мифологии Полум-Торум выступал постоянным соперником своего брата Хонт-Торума, бога войны, воинственного покровителя территорий, расположенных в бассейне рекой Ляпин. Споры двух братьев разгорались за возможность называться торумом «богом». Нуми-Торум назначил сыновьям испытание, определив условие, по которому выигравший станет именоваться торумом. Однако, братья не уступали друг другу в силе и стойкости, поэтому получили равные права называться богами на подвластных им территориях.

По сведениям, собранным В.Н. Чернецовым в районе Северной Сосьвы, облик Полум-Торума ассоциировался у манси с изображением орла на серебряном блюде. По другим локальным представлениям Полум-Торум выступал в антропоморфном образе, выраженном фигурой с черной суконной повязкой на шее шириной в три пальца. Во время борьбы он мог принимать вид семивершинной березы.

Полум-Торум являлся обязательным персонажем на медвежьих праздниках манси, ему посвящены многие песни и сказания.

По преданию, сыновья Полум-Торума являлись основателями ряда мансийских селений на Северной Сосьве и нижней Оби.

"Обладая двойственной природой, сыновья Нуми-торума связывают небесный и земной миры. Самый старший из сыновей — Полум-торум — жил на реке Пелым (полум) вместе с женой и детьми. В его ведении находились вся рыба и звери окрестных мест. Полум-торум считался божеством грозным и решительным. По приданиям, во время борьбы он обращался в огромную березу, которую манси почитали еще в XIX веке. Есть легенда, в которой Полум-торуму в облике дерева приносятся человеческие жертвы. Так, если человек терял покой и рассудок, он якобы сам прибегал к дереву и добровольно расставался с жизнью. Считалось, что его «призвал» Полум-торум."

 

Образок святителя Николая Чудотворца. Из Верхотурского Свято-Николаевского монастыря.

Образок святителя Николая Чудотворца. Из Верхотурского Свято-Николаевского монастыря (?)

" Основных фигур христианской религии манси отождествляли со своими главными божествами: Христа - с Мир-Сусне-Хумом, Николая Чудотворца - с Полум-ойкой, бога-отца - с Нуми-Торумом (своим верховным богом), а Богородицу - с женой Нуми-Торума. И «приемы обращения» с богами оставались прежними. Так, однажды, сообщает путешественник прошлого века, после неудачной охоты жители одного из селений решили принести в жертву Николаю Угоднику барана, ибо сочли, что одних восковых свечей ему мало, поэтому-де и промысел неудачен. Ночью, войдя в церковь и поднявшись на паперть, охотник встал перед иконой Николая Чудотворца, перекрестился и, сделав несколько земных поклонов, воткнул нож в горло жертвенного животного. Затем он подставил под брызнувшую струю крови чашку, а когда та наполнилась дымящейся кровью, он выпил ее, нацедил снова и с наивной верой помазал кровью лик угодника на иконе. После этого охотник сел в лодку и с облегченным сердцем и успокоенной совестью отправился домой. "

Источник

2. 

Молебный Камень ( Ялпынг нёр), горный хребет между Вишерой и верховьями правых притоков Лозьвы — Северной Тошемки и Вижая, с севера ограничен рекой Нёлс, с юга и юго-запада — рекой Большая Мойва. Наиболее значительные вершины: Ойка-Сяхыл — «Старик-гора» (1279 м), Эква-Сяхыл — «Старуха-гора» (к югу от Ойка-Сяхыл) и Хусь-Ойка — «Старик-слуга» (см. Муравьиный Камень). На картах и в справочниках название северной вершины Ойка-Сяхыл часто передается искаженно — Ойкачакур. 

Русское название хребта — калька мансийского Ялпынг-Нёр — «Святой Камень», «Святой Урал» (иногда Али-Ялпынг-Нёр — «Южный Святой Камень»). 

Таких «молебных» названий, которые указывают на святые для древнего населения места, на Урале много: Молебная гора (в документах XVII века — Молебный остяцкий камень), река Молебка и село Молебка на реке Сылве в Пермской области, речка Молебка, впадающая с востока в Исетское озеро, остров Молебный на Аятском озере в Свердловской области и т. п. О том, что Молебный Камень (Ялпынг-Нёр) некогда был для манси святым местом, свидетельствует название седловины на этом хребте Пурлахтын-Сори, то есть «Седловина, на которой приносят жертвы». Ср. Ялпынг-Нёр (Сосьвинский Ялпынг-Нёр). 

Панорама хребта Молебный Камень с вершины горы Ишерим

Панорама хребта Молебный Камень с вершины горы Ишерим.

" Запретным и, может быть, самым таинственным местом, являлся Большой Молебный Камень — Ойка-Чахль. На вершину которого разрешалось заходить, только шаманам. На его каменистых, усыпанных чашевидными выемками - «цирками», склонах, прятались тайные молебные поляны, на которых восставали из земли выдолбленные из твердого темного кедра болваны — менквы. Они, количеством семь штук, защищают святилище от непрошеных врагов. Центральное же место занимает главный бог, лиственничное изваяние которого возвышается над замшелыми глыбами и всем прочим, обыденным, окружающим миром, уже лет двести. Грубо высеченные, страшные черты лица смотрят в сумрачные дали, охраняя покой и мир. У подножья Мир-Сусне-Хума (Верховного божества), подарки — всевозможных времен монеты, завернутые в цветные лоскуты гильзы, кусочки серебряной фольги, истлевшие шкурки, женские бусы из бисера, золотые серьги, серебряные чаши. На камнях реквизиты из фильма ужасов — звериные черепа, похожие на медведя и рысь. Это были подарки богам, скопившиеся за несколько веков, многие поколения людей из разных мест прикасались к ним. Прикасались с мольбами и надеждами, прежде чем они легли к подножью лиственничных болванов. В радиусе нескольких метров все усыпано костями, иногда обугленными, истлевшими. Не исключено, что где-то, под спрессовавшимся слоем золы, лежат и человеческие. Ведь каких-то триста лет назад в жертву богам приносили людей, а их губы смачивали человеческой кровью. "

Источник

Получить консультацию

Получить подробную информацию о деятельности Клуба - Музея - Лектория можно по телефону:

8 985-304-31-48 Татьяна Робертовна

Яндекс.Метрика