Всемирный Клубъ-Музей-Лекторий "Маски, Лики, Фигуры и энергоартефакты мира"

Египтология

В сегодняшнем мероприятии Нами была рассмотрена тема: "Египтология". 

Основные вехи этой увлекательной и мистической дисциплины Мы рассмотрели и продискуссировали выделяя то основное, что принято считать краеугольным. 

Дискуссия получилась жаркая, местами горячая, а иногда и огненная. 

Слава Богу! Все остались живы. 

 

Общие сведения:

Египтология (нем. Agyptologie, англ. Egyptology, фр. Egyptologie — от «Египет» и «-логия»; араб. "Улю́м аль-масрия́т", علوم المصريات, т.е. «науки о Египте») — комплексная наука, изучающая Древний Египет, отрасль востоковедения. Иногда рассматривается как филологическая область знаний, иногда как ветвь археологии. В сфере интересов её историко-филологических дисциплин находятся история, культура, религия, искусство, язык, письмо, литература, археологические памятники, повседневная жизнь и другие аспекты цивилизации на берегах Нила. Охватывает период с конца 6-го тысячелетия до н. э. и до середины 1-го тысячелетия н. э. — конец доисторического периода (Додинастический Египет), древний мир (Династический, Эллинистический, Римский Египет) и начало раннего средневековья (Византийский Египет). Датой основания египтологии традиционно считают 22 сентября 1822 г., когда французский историк и лингвист Ж.-Ф. Шампольон сделал сообщение в Академии надписей в Париже о дешифровке египетского иероглифического письма.

Вспомогательные дисциплины — эпиграфика, палеография, папирология, демотология, коптология. Существует собирательный термин «пирамидология»(англ. "pyramidology"), которым обычно называют псевдонаучные и эзотерические интерпретации способов строительства египетских пирамид, а также их назначение в жизни египтян.

Основные центры изучения Древнего Египта находятся в Берлине, Мюнхене, Бонне, Гейдельберге, Гёттингене (Германия), Париже, Страсбурге (Франция), Лондоне, Оксфорде (Великобритания), Чикаго, Бостоне (США), Риме, Милане (Италия), Лейдене (Нидерланды), Вене (Австрия), Женеве (Швейцария), Праге (Чехия), Варшаве (Польша) и Каире (АРЕ).

1. ИСТОРИЯ ЕГИПТОЛОГИИ

Первыми исследователями были сами древние египтяне. Фараон Тутмос IV приказал реставрировать Сфинкса согласно сну, который ему приснился до этого и о котором он написал на знаменитой "Стеле Сна". Менее чем через два столетия царевич Хаэмуас, четвертый сын Рамсеса II, прославился тем, что обнаруживал и восстанавливал древние исторические здания, гробницы, храм и пирамиды.

Одним из первых иноземных исследователей Египта, вероятно, был милетский философ и математик Фалес, совершивший своё полулегендарное путешествие в эту страну на рубеже VII—VI веков до н. э. По преданию он изучал древнеегипетскую геометрию и измерял высоту пирамид по их тени. Первое описание Египта, сделанное не египтянином и дошедшее до наших дней, принадлежит галикарнасскому историку Геродоту. Известно, что в V веке до н. э. он сам путешествовал в долину Нила, но в рассказах о Египте, в созданной им «Истории», имел заимствования из Гекатея Милетского, который посетил Египет ранее — в VI веке до н. э. Впоследствии различные древнегреческие исследователи попадали в Египет на волне общей экспансии эллинов, а с установлением здесь власти македонской династии Птолемеев, а затем римлян, страна вошла в сферу эллинистического и, позднее, римского культурного влияния. Для античного мира Египет стал открытым и в этот период было создано множество древнегреческих и латинских текстов по его исследованиям. Посетивший берега Нила в I веке до н. э. Диодор Сицилийский, написал о первобытной жизни египтян, их космогонии, теологии и зоогонии, им рассматривался вопрос о Египте, как прародине человечества. Также он оставил сообщения об архитектурных сооружениях, и, в частности, о пирамидах — которые так поразили воображение греков, что они отнесли их к одному из «семи чудес света». Античные авторы ссылающиеся на Манефона (IV—III вв. до н. э.). Помимо известных науке трудов о Египте, множество работ не сохранилось и пересказаны фрагментами у других античных авторов — «Египтиака» Гекатея Абдерского, труд о Египте в 3 книгах Александра Полиистора и другие.

1.2. Римский период

Страбон (I век до н. э. — I век н. э.), Клавдий Птолемей (I—II века). В IV веке историк Аммиан Марцеллин, также посетивший Египет, подробно описал города и провинции страны, её обычаи и природу. В описаниях Аммианом обелисков города Фивы зафиксировано важное свидетельство интереса в ту эпоху к египетскому письму — он сообщает о книге некоего Гермапиона, в которой имелся перевод иероглифов на греческий язык. Аммиан приводит перевод сделанный с одного из фиванских обелисков доставленного в цирк Рима. Также им была высказана богохульная впоследствии для христиан мысль, что Иисус в «возвышенном полёте своих речей» черпал мудрость от египтян. Ещё попытался расшифровать египетскую иероглифическую письменность, был «один из последних представителей египетского жречества» Гораполлон (IV век). Первоначальные знания о Древнем Египте в большинстве своём были бессистемными.

1.3. Средневековые арабские ученые

Преподаватель Каирского университетат в XIII веке Абдул Латиф аль-Багдади писал подробные описания древнеегипетских памятников. Кроме того, египетский историк XV века аль-Макризи составил подробный отчет о египетских древностях.

1.4. Первые европейские исследователи

Наполеон в Египте (рисунок 1899 года)

Путешествия европейцев с целью описания памятников Древнего Египта начались примерно с XIII века и представляли собой скорее случайные посещения с некоторыми попытками научного подхода к рассматриваемому материалу. К таким путшественникам, в частности, можно отнести Клода Сикара, Бенуа де Майе, Фредерика Луи Нордена и Ричарда Покока. В начале XVII века Джон Гривз первым измеряет пирамиды, осмотрев сломанный обелиск Домициана в Риме, который предназначался для коллекции графа Арюндела в Лондоне. Также в 1646 году он издает иллюстрированную "Пирамидографию" ("Pyramidographia"). В это же время иезуитский священник и ученый Афанасий Кирхер первым намекает на фонетическое значение египетских иероглифов, предположив, что коптское письмо являлось пережитком позднего Египта; для многих любителей Древнего Египта именно он считается "основателем"египтологии. В конце XVIII века многими учеными, которые прибыли в составе экспедиции Наполеона, были сделаны подробные записи о египетской флоре, фауне и древней истории (позднее опубликованные в "Описании Египта"). В это время изучение многих аспектов Древнего Египта начинает становиться более научно ориентированным. После захвата Египта англичанами и их победы над французами от последних им достался Розеттский камень. Дешифровка его надписей знаменует начало современной египтологии и датируется 1822 годом.

1.5. Экспедиция Наполеона и египтомания

С эпохи классического гуманизма (XIV—XVI века) в Европе зарождается наука семитология и другие отрасли ориенталистики, развивается изучение родственных египетскому семитских языков. Расширяя знания о Древнем Востоке, ряд лингвистов-ориенталистов периодически предпринимали попытки дешифровки письма древних египтян: в XVII веке — немецкий учёный-иезуит А. Кирхер, в XVIII веке — У. Уомбертон, французский китаист Ж. де Гинь и другие, но все они не имели успеха. С начала XIX века ситуация вокруг проблемы изучения египетской цивилизации значительно улучшилась, поспособствовало этому множество древностей, вывезенных с берегов Нила в Европу, а также общий подъём интереса к Древнему Египту. Причиной этих событий стал захват Османского Египта французскими войсками в ходе компании Наполеона 1798—1801 годов. Офицеры и солдаты армии императора, а также сопровождавшие его учёные, художники и просто авантюристы, вывозили и продавали находки древнеегипетской культуры. Ставший французским консулом в Египте, полковник Б. Дроветти, около десятилетия охотился за древностями страны пирамид, не гнушаясь никакими средствами для их приобретения. Вместе с соперником-англичанином Генри Солтом, они стали основными поставщиками на возникший в Европе своеобразный рынок древнеегипетских артефактов. В 1798 году Наполеоном был создан Институт Египта (фр. Institut d'Egypte), его деятельность не препятствовала масштабному разграблению страны, но для египтологии значима серия публикаций, ставшая результатом труда около 160 учёных, 2000 художников и 400 гравёров — «Описание Египта». Член отделения искусств этого института, гравёр Д. Виван-Денон, также издал в Париже в 1802 году зарисовки древних памятников Египта и, во многом благодаря нему, Европу захлестнула так называемая «египтомания». Мотивы древнеегипетского искусства стали атрибутом французского имперского стиля ампир, а одну из граней эпохи романтизма составляла мода на всё египетское. В 1804 году Д. Виван-Денон был назначен директором Наполеоновского музея (позднее Лувр), но египетский отдел в нём был создан только в 1826 году, так как Великобританией были конфискованы награбленные французами в Египте ценности — с тех пор они выставляются в Британском музее Лондона. Коллекция Б. Дроветти не попала в руки англичан и в 1824 году была продана королю Сардинии Карлу Феликсу, на её основе возник Египетский музей в Турине. Часть собрания Б. Дроветти осела в музеях Парижа и Берлина.

1.6. Дешифровка иероглифов и становление науки

Проверка экспертами «Розеттского камня» во время Международного конгресса востоковедов в 1874 г.

Найденный в 1799 году офицером армии Наполеона, так называемый, «Розеттский камень», с идентичными по содержанию иероглифическим, демотическим и греческим текстами, первым дал ключ к дешифровке египетских иероглифов. Сначала работа различных исследователей над его переводом была безуспешна. Французский арабист А. И. Сильвестр де Саси и шведский ориенталист Ю. Д. Окерблад сумели понять, что по крайней мере часть знаков египетского письма отображала не слова, а звуки, однако они проигнорировали консонантный характер египетского письма, что выглядит особенно удивительным, учитывая то, что учёные были семитологами, хорошо знакомыми с консонантными письменностями. Датскому учёному Й. Соэга удалось определить, что имена фараонов в текстах окружаются рамкой (картушем). Заинтересовавшийся проблемой дешифровки египетских иероглифов физик и востоковед Т. Юнг сумел определить звуковое значение нескольких иероглифов и вплотную подошёл к дешифровке Розетского камня.

Началом научной египтологии принято считать публикацию французским ориенталистом и лингвистом Ж. Ф. Шампольоном 14 сентября 1822 г. «Письма к г-ну Дасье», в котором впервые в европейской научной традиции верно описывалась система египетского иероглифического письма. Учёный выступил с сообщением в Академии надписей в Париже о результатах своей дешифровке Розетского камня. В 1824 году Ж. Ф. Шампольон опубликовал «Очерк иероглифической системы древних египтян», в 1828-30 годах возглавил первую научную экспедицию в Египет, результатом которой был труд «Памятники Египта и Нубии», изданный в 1844 году при участии И. Розеллини. В этой экспедиции Ж. Ф. Шампольон собрал множество памятников, дав первое их научное описание. В 1836 году Ж. Ф. Шампольон опубликовал первую грамматику египетского языка, в 1841 г. — вышел словарь египетского языка (посмертно). За открытиями Ж. Ф. Шампольона, последовал бурный рост молодой науки.

2. СОВРЕМЕННАЯ ЕГИПТОЛОГИЯ

Жан-Франсуа Шампольон - основоположник современной египтологии. Портрет художника Леона Конье, 1831 год

История современной египтологии начинается с вторжения в Египет Наполеона Бонапарта и дешифровки древнеегипетских иероглифов. Издание "Описания Египта" в период 1809-1829 гг. сделало многочисленные памятники Древнего Египта впервые доступными для европейцев. Жан Франсуа Шампольон, Томас Юнг и Ипполито Роселлини были первыми египтологами широкого признания. Немец Карл Рихард Лепсиус являлся одним из первых крупных исследователей в Египте; на его счету находятся многочисленные записи, раскопки и подробное изучение нескольких обнаруженных древних поселений и гробниц. Расшифровка иероглифов придала доселе непрактикуемую академическую строгость в любых проводимых исследованиях, а также дополнительный импульс, который могло породить новое понимание письменных памятников. Среди высокообразованных любителей египтологии были также и женщины, такие как Гарриет Мартино и Флоренс Найтингейл, которые из своих поездок привезли увлекательные философские отчеты, что свидетельствовало о большой заинтересованности к египтологии со стороны европейцев.

Некоторые ранние исследователи-египтологи особенно отличились своими работами, и к их числу принадлежит Уильям Метью Флиндерс Петри. Он выкопал из песка множество храмов и добросовестно записал все встречающиеся иероглифические надписи. Кроме того, он первым использовал в 1898 году новые для его времени рентгеновские лучи, чтобы исследовать мумию Рамсеса II. Благодаря подобному использованию рентгена имя этого ученого также включено в список первых палеопатологов. К тому же он считается "учителем" Говарда Картера, который получил свой первый археологический опыт, участвуя в раскопках, проводимых Петри. В 1922 году с помощью финансирования и поддержки лорда Карнарвона, Картер сумел обнаружить гробницу Тутанхамона.

В это время особую популярность уже приобрело коллекционирование произведений искусства Древнего Египта (так же как Римского и Греческого Средиземноморья). Эта традиция передавалась и среди многих известных "мужей" науки того времени, беря свое начало от Жана-Мартина Шаркота до Зигмунда Фрейда.

2.1. Египтология в Германии

Ричард Лепсиус считается основателем египтологии в Германии. Он был первым немецким археологом, который проводил раскопки в Египте и в ходе своих экспедиций документально засвидетельствовал многочисленные, ныне утерянные, памятники. На первом месте в этих исследованиях выступала филология, и в последующие годы немецкая египтология изрядно сдвинулась от простого изучения древнеегипетского искусства в сторону серьезной исторической науки. В данном контексте Лепсиус занимает важное место в подготовке комплексного словаря Древнего Египта, который разрабатывался в Берлинской академии совместно с международным научным сообществом.

Немецким египтологом Людвигом Борхардтом были исследованы пирамиды Сахура, Ниусерра и Нефериркара (слева направо)

Археологические работы в Египте, связанные с раскопками крупных объектов, начались с приходом в египтологию Людвига Борхардта. Этот ученый поставил своей целью изучение древней архитектуры и таким образом выдвинул древнеегипетские постройки на передний план в своих исследованиях. В его отчетах обнаруженные здания были тщательным образом задокументированы, однако небольшим находкам часто не придавалось должное внимание. Лишь при раскопках "солнечного" храма фараона Усеркафа в Абу-Гураб, проведенных в годы Второй Мировой войны, небольшие фрагменты, такие как керамические останки или глиняные оттиски, были описаны адекватным образом. В ныненшней немецкой египтологии до сих пор преобладает изучение памятников египетской архитектуры и филологии.

Отдельно стоит упомянуть о развитии египтологии в нацисткой Германии с 1933 по 1945 год. В начале нацистского режима, в 1933 году, многие немецкие египтологи были классифицированы как евреи и сняты со своих должностей в университетах и музеях. В их число входили Людвиг Борхардт и Георг Штейндорф, последний позднее эммигрировал в Соединенные Штаты. Бернхард фон Ботмер, который изначально работал в Берлинском музее, также бежал в США как противник диктатуры нацистов. Впоследствии, в 1956 году, он нашел работу в Бруклинском музее. Другие египтологи, такие как Рудольф Анжес, оставались в Германии, однако были противниками установившегося режима, в то время как третьи поддержали нацистов и сделали себе карьеру в это время. Перед 1933 годом многие известные иностранные египтологи получили свое образование в Германии, а немецкая египтология имела большую международную репутацию. После 1945 года прошло несколько десятилетий прежде, чем она снова была признана на международном уровне.

Источник 

Получить консультацию
Яндекс.Метрика