Ноосфера
Любое учение, любой культ, любая конфессия приближают человека к высотам разума и духа, но каждый вид интеллектуальной и творческой деятельности имеет свои пределы; каждое из них необходимо, но необходима и форма универсального самоосмысления, которая ни в коем случае не означала бы упразднение или ограничение частных форм. Такой формой познания и методологии является учение о «Ноосфере», которое может и должно стать универсальной научной платформой третьего тысячелетия. Учение о Ноосфере – глобально; оно не укладывается ни в национальные, ни в конфессиональные рамки, равно как и в рамки известных до сих пор формаций.
Интерес к концепции Вернадского, значительно возросший в последние 15-20 лет, на наш взгляд, обусловлен тем, что в конце 20 века, современная цивилизация столкнулась с серьезными экологическими, демографическими, сырьевыми, духовными, нравственными проблемами. Они показали реальную угрозу биосфере планеты и человеческому обществу. Впервые в истории человечества эти проблемы стали не следствием стихии, а логическим результатом неумения или нежелания человечества решать острые противоречия между современным обществом и окружающей природой, которая по определению является средой его обитания.
В нашей работе мы рассмотрим общее понятие ноосферы, значение науки и техники, как образований ноосферы, а также вопросы, связанные с условиями становления и существования ноосферы в части касающейся развития научной и технической мысли человечества.
Все ссылки в настоящей работе приводятся по изданию: В.И. Вернадский. О науке. Т.1. Научное знание. Научное творчество. Научная мысль. – Дубна: «Феникс», 1997. – 576с. – (Часть 3. Научная мысль как планетное явление. – С. 303-538)
1. Краткая характеристика ноосферы
Учение о ноосфере возникло в рамках космизма – философского учения о неразрывном единстве человека и космоса, человека и Вселенной, о регулируемой эволюции мира. Понятие ноосферы как обтекающей земной шар идеальной, «мыслящей» оболочки, формирование которой связано с возникновением и развитием человеческого сознания, ввели в оборот в начале ХХ века французские ученые П.Тейяр де Шарден и Э. Лерц. Заслуга В.И. Вернадского заключается в том, что он дал этому термину новое, материалистическое содержание. И сегодня под ноосферой мы понимаем высшую стадию биосферы, связанную с возникновением и развитием человечества, которое, познавая законы природы и совершенствуя технику, начинает оказывать определяющее влияние на ход процессов на Земле и в околоземном пространстве, изменяя их своей деятельностью.
В работах В.И. Вернадского можно встретить разные определения и представления о ноосфере, которые менялись на протяжении жизни ученого. В.И. Вернадский начал развивать данную концепцию с начала 30-х годов после разработки учения о биосфере. Осознавая огромную роль и значение человека в жизни и преобразовании планеты, русский ученый употреблял понятие «ноосфера» в разных смыслах:
1) как состояние планеты, когда человек становится крупнейшей преобразующей геологической силой;
2) как область активного проявления научной мысли как главного фактора перестройки и изменения биосферы.
Ноосферу можно охарактеризовать как единство «природы» и «культуры». Сам Вернадский говорил о ней то как о реальности будущего, то как о действительности наших дней, что неудивительно, поскольку он мыслил масштабами геологического времени. Биосфера не раз переходила в новое эволюционное состояние — отмечает В. И. Вернадский. В ней возникали новые геологические проявления, раньше не бывшие. Это было, например, в кембрии, когда появились крупные организмы с кальциевыми скелетами, или в третичное время (может быть, конец мелового), 15-80 млн лет назад, когда создавались наши леса и степи и развилась жизнь крупных млекопитающих. Это переживаем мы и сейчас, за последние 10-20 тысяч лет, когда человек, выработав в социальной среде научную мысль, создает в биосфере новую геологическую силу, в ней не бывшую. Биосфера перешла или, вернее, переходит в новое эволюционное состояние - в ноосферу - перерабатывается научной мыслью социального человечества». [С. 315]
Таким образом, понятие «ноосфера» предстаёт в двух аспектах:
1. ноосфера в стадии становления, развивающаяся стихийно с момента появления человека;
2. ноосфера развитая, сознательно формируемая совместными усилиями людей в интересах всестороннего развития всего человечества и каждого отдельного человека.
По мнению В.И. Вернадского, ноосфера только-только создается, возникает в результате реального, вещественного преобразования человеком геологии Земли усилиями мысли и труда.
2. Наука как образование ноосферы
Вернадский считал, что научная мысль – такое же закономерно неизбежное, естественное явление, возникшее в ходе эволюции живого вещества, как и человеческий разум, развивается она все в том же полярном векторе времени и не может ни повернуть вспять, ни совсем остановиться, тая в себе потенцию развития фактически безграничного. Мы отмечаем, как наука сильно и глубоко активизирует изменение биосферы Земли, она изменяет ситуации жизни, геологические движения, энергетику земного шара. Значит, научная мысль является природным явлением. «В переживаемый нами момент создания новой геологической силы, научной мысли, резко возрастает влияние живого общества в эволюции биосферы. Биосфера, перерабатываясь научной мыслью Homo Sapiens, переходит в свое новое состояние – в ноосферу. Необходимо подчеркнуть неразрывную связь создания ноосферы с ростом научной мысли, являющейся первой необходимой предпосылкой этого создания, ноосфера может создаваться только при этом условии». [C. 333]
Появление разума и итога его деятельности – науки – главнейший факт в формировании планеты. Научная деятельность сейчас приобрела такие черты, как стремительный темп, масштаб, глубину изысканий, мощность проводимых реорганизаций.
Таким образом, «научная мысль человечества, работая только в биосфере, в ходе своего проявления, в конце концов, превращает ее в ноосферу, геологически охватывает ее разумом. Только теперь стало возможным научное выделение биосферы, являющейся основной областью знания, из окружающей реальности». [С. 433]
Хотелось бы обратить внимание на одну мало известную сторону научного наследия В.И. Вернадского – его идеи о цикличной динамике науки, периодических взрывах научного творчества.
В период взрыва научного творчества наблюдается углубляющаяся дифференциация гуманитарных наук, отражающая неисчерпаемую многогранность человеческого бытия и движения: «Чем ближе научный охват реальности к человеку, тем объем, разнообразие, углубленность научного знания неизбежно увеличиваются. Непрерывно растет количество гуманитарных наук, число которых теоретически бесконечно, ибо наука есть создание человека, его научного творчества и его научной работы; границ исканиям научной мысли нет...» [С.433-434].
Сейчас в моде пессимистическое отношение к возможностям науки и ее будущему. Это не случайно, поскольку научное знание переживает состояние глубокого кризиса и перестройки. Признаки этого кризиса наблюдались и в первой половине ХХ века, однако В.И. Вернадский оставался оптимистом и в отношении будущего человечества, и в отношении роли и места науки в этом будущем, связывая свой оптимизм со становлением ноосферы, охватывающей все человечество как единое целое. Он считал, что «страхи о возможности крушения цивилизации (в росте и в устойчивости ноосферы) лишены основания» [С. 340]; что «реальная обстановка в наше бурное и кровавое время не может дать развиться и победить силам варваризации.. Все страхи и рассуждения обывателей, а также некоторых представителей гуманитарных и философских дисциплин о возможности гибели цивилизации связаны с недооценкой силы и глубины геологических процессов, каким является происходящий ныне, нами переживаемый, переход биосферы в ноосферу» [С. 342].
В.И. Вернадский предвидел благотворные последствия возвышения роли науки в обществе на пути к утверждению ноосферы: «Хотя человек, Homo sapiens, есть поверхностное явление в одной из оболочек земной коры - в биосфере, но новый геологический фактор, вносимый его появлением в историю планеты - разум - так велик по своим последствиям и их возможностям, что, мне кажется, можно не возражать против внесения этого фактора для геологических подразделений наряду со стратиграфическими и тектоническими. Масштаб изменений сравним».[C.350]
Мы подходим к новой эре в жизни человечества и жизни на нашей планете вообще, когда точная наука как планетная сила выступает на первый план, проникая и изменяя всю духовную среду человеческих обществ, когда ею охватываются и изменяются техника жизни, художественное творчество, философская мысль, религиозная жизнь. Это явилось неизбежным следствием – впервые на нашей планете – захвата все растущими человеческими обществами, как единого целого, всей поверхности Земли, превращения с помощью направляемого разума человека биосферы в ноосферу.
Таковы объективные основы и последствия ноосферной глобализации по Вернадскому и ее кардинальное отличие от нынешней модели глобализации, осуществляемой в интересах государств и ведущей к дальнейшему разрушению природной среды и экокатастрофе.
По мнению Вернадского, зачатки научного познания появились задолго до появления науки, как независимой формы людского сознания и деятельности. "Наука, - писал он, - есть создание жизни... Наука есть проявление действия в человеческом обществе совокупной человеческой жизни" [с. 344] "Действие - это характерная черта научной мысли. Научная мысль, творчество, знание идут в гуще жизни, с которой они непрерывно связаны. И самим существованием они пробуждают в среде жизни активные проявления, которые сами по себе являются не только распространителями научного знания, но и создают его бесчисленные формы выявления, вызывают бесчисленный крупный и мелкий источник роста научного знания". [C.345]
Наука, по его мнению, начала складываться с самостоятельную область человеческой деятельности, приблизительно 5-6 тыс. лет назад [С. 354]. Эти данные он полагал лишь ориентировочными, требующими уточнения и возможной корректировки.
Согласно теории Вернадского, человек, охватив научной мыслью всю планету, стремится двигаться в направлении постижения Божественных законов. В центре внимания Вернадского – биосфера и ноосфера Земли. Биосфера как совокупная оболочка Земли пронизана жизнью (сфера жизни), закономерно под воздействием деятельности человеческого общества переходит в ноосферу – новое состояние биосферы, которое несет в себе результаты человеческого труда. Вернадский исходит из того, что человек «составляет неизбежное проявление большого природного процесса, закономерно длящегося в течение по крайней мере двух миллиардов лет» [С. 313].
Итак, Вернадский исходит из того, что исходным пунктом в познании Вселенной является человек, поскольку возникновение человека связано с главным процессом эволюции космического вещества. Описывая наступающую эпоху разума на энергетическом уровне, Вернадский указывает на эволюционный переход от геохимических процессов к биохимическим, и, наконец, к энергии мысли. Деятельность человека сравнима с действием геологической силы. Поэтому человек "должен мыслить и действовать в новом аспекте, не только в аспекте отдельной личности, семьи или рода, государства или их союзов, но и в планетном аспекте» [С. 322].
На определенном этапе своего развития биосфера, перерабатываемая научной мыслью человека, превращается в ноосферу, область человеческой культуры, тесно связанную с научным знанием. Порождение космических сил, ноосфера лежит вне космических просторов, где она теряется как бесконечное малое, и вне области микромира, где она отсутствует, как бесконечно большое.
Вернадский воспринимает ноосферу как неэнтропийный фактор. Снижение скорости процесса энтропии происходит за счет создания системы биосферы и перехода ее во все более самоорганизующуюся систему ноосферы. Именно ноосфера придает космосу идею, смысл и цель. «"Взрыв" научной мысли в XX столетии подготовлен всем прошлым биосферы и имеет глубочайшие корни в ее строении - он не может остановиться и пойти назад. Он может только замедляться в своем темпе. Ноосфера - биосфера, переработанная научной мыслью, подготовлявшаяся шедшим сотнями миллионов, может быть миллиарды лет, процессом, создавшим Homo sapiens faber - не есть кратковременное и преходящее геологическое явление. Процессы, подготовлявшиеся многие миллиарды лет, не могут быть преходящими, не могут остановиться. Отсюда следует, что биосфера неизбежно перейдет так или иначе - рано или поздно - в ноосферу, т.е. что в истории народов, ее населяющих, произойдут события, нужные для этого, а не этому процессу противоречащие». [C. 335]
Таким образом, прорыв научной мысли подготовлен всем прошлым биосферы и имеет эволюционные корни.
3. Техносфера и ноосфера
Техносфера, взаимодействие общества и природы, экосистема, НТР – суть различные наименования или, если угодно, синонимы того объекта, с которым отождествляется ноосфера Вернадского.
Должно быть очевидным, что в свою ноосферу, как будущую обитель знания, Вернадский не мог допустить техносферу, где знания выступают против сознания, и самым активным протестантом здесь заявляется Homo sapiens faber – хозяин ноосферы, по Вернадскому.[C.335] Степень отпора Вернадского можно определить, если сравнить новаторские пропорции знания Вернадского с тем пониманием биосферы, какое наличествует в казённой геологии и какое приспособлено к требованиям современной, порождающей экологический катаклизм, техносферы.
К сфере техники можно отнести не только использование, но и само производство научно-технических знаний, т.е. современная техника неразрывно связана с развитием науки. Техника включается в самостоятельную сферу жизнедеятельности, а именно в техносферу. «Под техносферой понимается исторически обусловленная, сознательно формируемая, поддерживаемая и совершенствуемая система отношений между человеком и природой, человеком и техникой, человеком и человеком на основе определенного технического миропонимания» [377]. В.И.Вернадский верил, что человеческий разум, превращаясь в планетарную геологическую силу, приведет к упорядочению природной и социальной действительности, к более совершенным формам бытия. Как результат планомерного, сознательного преобразования биосферы, ее перехода в качественно новое состояние возникнет ноосфера. Ноосфера связана с техносферой, так же как разум связан с техникой, потому что разум есть потенциальная техника, а техника есть актуальный разум.
Основное влияние мысли человека как геологического фактора выявляется в научном ее проявлении: оно главным образом строит и направляет техническую работу человечества, переделывающую биосферу.
«...С ростом приложения научного знания к жизни, к технике, к медицине, к государственной работе создаются в еще большем числе, чем в новых областях науки, новые прикладные науки, появляется новая методика и до чрезвычайности [быстро] создаются новые приложения и выдвигаются новые проблемы и задания техники в широком ее понимании, тратятся государственные средства в небывалых раньше размерах, на прикладную хотя, но научную по существу работу» [C.388].
4. Условия становления и существования ноосферы
Прослеживая развитие биосферы, обретающее геологическую мощь воздействие человека на биосферу, В.И. Вернадский формирует учение о ноосфере как особом периоде в развитии планеты и окружающего космического пространства. Становление ноосферы определяется социально-природной деятельностью человека, его трудом и знаниями, т.е. тем, что относится к космопланетарному измерению человека.
Ноосфера – это новое, эволюционное состояние биосферы, при котором разумная деятельность человека становится, решающим фактором ее развития. В.И. Вернадский был убежден, в том, что наша планета вступает в новую стадию своего развития, на которой определяющую роль будет играть человек разумный как сила невиданного масштаба. Гигантская геологическая деятельность человечества выражается в том, что сейчас нет такого быстротекущего геологического процесса, с которым можно было бы сравнить мощь человечества, вооруженного огромным арсеналом всяческих воздействий на природу, в том числе и фантастических, по мощности разрушительных сил. В.И. Вернадский указал ряд условий, необходимых для становления и существования ноосферы.
1. Заселение и обживание людьми целой планеты. «Этот процесс - полного заселения биосферы человеком - обусловлен ходом истории научной мысли, неразрывно связан со скоростью сношений, с успехами техники передвижения, с возможностью мгновенной передачи мысли, ее одновременного обсуждения всюду на планете». [С.321] Это условие выполнимо, так как на Земле не осталось места, не подвергавшегося в какой-то степени воздействию человека.
2. Усиление связей между всеми государствами Земли. «Благодаря успехам связи, человек может быть неотрывно в сношениях со всем миром, нигде не может быть одиноким и потеряться беспомощно в грандиозности земной природы» [C.443] Это условие также выполняется. ООН и другие международные организации еще не обеспечили единства человечества во всех вопросах, но их деятельность значительно способствовала сближению взглядов народов разных стран.
3. Резкое преобразование средств связи и облика между странами. Для передачи информации применяются радио, телевидение, факсы, скоростная авиация, радиотелефоны, сотовая связь, электронная почта, сеть "Интернет"и т.д. Средства связи постоянно развиваются и совершенствуются.
4. Преобладание геологической роли человека над другими геологическими процессами, протекающими в биосфере.
«Одновременно с полным охватом человеком поверхности биосферы - полного им ее заселения, - тесно связанным с успехами научной мысли, т. е. с ее ходом во времени, в геологии создалось научное обобщение, которое научно вскрывает по-новому характер переживаемого человечеством момента его истории. По-новому вылилась в понимании геологов геологическая роль человечества. Правда, сознание геологического значения его социальной жизни в менее ясной форме высказывалось в истории научной мысли давно, много раньше. Но в начале нашего столетия независимо Ч. Шухерт и А.П. Павлов учли геологически, по-новому, давно известное изменение, какое появление цивилизации человека вносит в окружающую природу, в Лик Земли. Они сочли возможным принять такое проявление Homo sapiens за основу для выделения новой геологической эры, наравне с тектоническими и орогеническими данными, которыми обычно такие деления определяются. Они правильно пытались на этом основании разделить плейстоценовую эру, определив ее конец началом выявления человека (последнюю сотню-другую тысяч лет - примерно несколько декамириад назад) и выделить в особую геологическую эру - психозойную, по Шухерту, антропогенную - по А.П. Павлову». [C.322]
Это условие выполнено в связи с тем, что человечество стало мощным геологическим фактором, влияющим на все процессы, протекающие в биосфере.
5. Расширение пределов биосферы, изучение космического пространства и выход в космос.
«Человек живет в биосфере, от нее неотделим. Он только ее может непосредственно исследовать всеми своими органами чувств - может ее ощущать - ее и ее объекты. За пределы биосферы он может проникать только построениями разума, исходя из немногих относительно категорий бесчисленных фактов, которые он может получить в биосфере зрительным исследованием небесного свода и изучением в биосфере же отражений космических излучений или попадающего в биосферу космического внеземного вещества. Очевидно, научное знание Космоса, только так могущее быть полученным, по разнообразию, и по глубине охвата не может быть даже сравниваемо с теми научными проблемами и охватываемыми ими научными дисциплинами, которые отвечают объектам биосферы и их научному познанию». [С.433-434]
Это условие выполнено.
6. Открытие новейших источников энергии.
«Мы должны сейчас сказать более просто, что источник энергии, который захватывается разумом в энергетическую эпоху жизни человечества, в которую мы вступаем, - практически безграничен». [С.445]
Это условие также выполнено. Открыта и используется энергия атомного распада. Ведутся исследования по получению энергии управляемого термоядерного синтеза.
7. Равноправие людей всех рас и религий. [п.28, 29]
Это условие еще не достигнуто. Но после второй мировой войны произошло разрушение колониальной системы. Почти во всех странах люди разных вероисповеданий равноправны.
8. Усиление значения народа и его мнения в решении политических проблем. Это условие также еще не достигнуто.
9. Свобода научной мысли от давления религиозных и политических настроений. В большинстве развитых стран наука свободна от такого давления.
10. Подъем благосостояния трудящихся. Создание реальной возможности не допустить недоедания, голода, нищеты и ослабление влияния болезней. Это условия еще не достигнуто.
11. Разумное преобразование и использование первичной природы нашей планеты. Это условие нельзя считать выполненным.
12. Недопущение войн и насилия. «Нигде не видим мы какого-нибудь ослабления научного движения среди войн, истребления, гибели людей от убийств и болезней. Все эти потери быстро возмещаются мощным подъемом реально осуществляемых достижений науки и ею охваченной организованности государственной власти и техники». [С.339]
Это условие еще не выполнено. Ноосфера – это еще достаточно дисгармоничная, находящаяся в состоянии становления реальность. Мировоззренческий смысл понятия ноосферы состоит в том, что человек своей деятельностью должен продолжить логику развития органического мира, но на качественно новом уровне.
Заключение
Ноосфера – это оболочка, построенная на планете Земля по идеям разума, в которую входят люди, объекты природы, обработанные людьми, и объекты, созданные по идеям разума и трудом человека. Ноосфера начала создаваться после появления на Земле человека и в настоящее время она построена, но еще нуждается в совершенствовании. По В.И.Вернадскому эпоха ноосферы будет царством разума, организующего на принципах демократии развитие науки, техники, научно обоснованной системы природопользования и экономики, обеспечивающих счастливую жизнь людей.
В ноосферном учении Человек предстаёт укоренённым в Природу. Обобщая с позиции натуралиста человеческую историю, Вернадский делает вывод о том, что человечество в ходе своего развития превращается в новую мощную геологическую силу, своей мыслью и трудом преобразующую лик планеты. Соответственно, оно в целях своего сохранения должно будет взять на себя ответственность за развитие биосферы, превращающейся в ноосферу, а это потребует от него определённой социальной организации и новой, экологической и одновременно гуманистической этики.
Значение учения В.И. Вернадского о ноосфере состоит, что он впервые осознал и попытался осуществить синтез естественных и общественных наук при изучении глобальной деятельности человека, активно перестраивающего окружающую среду. Ноосфера, по мнению ученого, есть уже качественно иная, высшая стадия биосферы, связанная с коренным преобразованием не только природы, но и самого человека. В настоящее время под ноосферой понимается сфера взаимодействия человека и природы, в пределах которой разумная человеческая деятельность становится главным определяющим фактором развития. В структуре ноосферы можно выделить в качестве составляющих человечество, общественные системы, совокупность научных знаний, сумму техники и технологий в единстве с биосферой. Гармоничная взаимосвязь всех составляющих структуры есть основа устойчивого существования и развития ноосферы.
_________
Владимир Вернадский – известный ученый-естествоиспытатель, мыслитель, организатор научных школ, создатель новой науки – геохимии. Основал и стал первым президентом Украинской академии наук, академик Императорской Санкт-Петербургской академии наук, представитель русского космизма. В 1943 году получил Сталинскую премию I степени.
Выдающийся ученый 19-го – 20-го веков Владимир Вернадский обладал таким объемом знаний, которые выходили за рамки известных в то время наук. Его исследования опережали время, его идеи стали пророческими. Он тщательно изучал кристаллографию, минералогию, геологию, геохимию. Интересовался почвоведением, биологией, радиологией, биогеохимией, палеонтологией, метеоритикой и даже философией. Вел активную организаторскую и общественную деятельность.
ДЕТСТВО
Владимир Вернадский родился 12 марта 1863 года в Петербурге, в либерально-дворянской семье. Отца будущего ученого звали Иван Вернадский, он потомок запорожских казаков, род его начался с литовского шляхтича Верны, служившего под началом Богдана Хмельницкого. В момент рождения сына Иван служил при министре внутренних дел, занимал должность чиновника по особым поручениям в чине действительного статского советника. Кроме этого преподавал студентам экономику.
А до этого он жил в Киеве, где и женился на Марии Шигаевой. Вскоре молодые супруги переехали в Санкт-Петербург, у них родился сын Николай. Мария умерла в 28 лет, через 10 лет после женитьбы, и Иван остался сам с малолетним сыном. Вдовствовал он недолго, второй брак заключил спустя несколько лет. Его избранницей стала Анна Константинович, двоюродная сестра его покойной супруги, дворянка по происхождению. В этом браке и родился Владимир, будущее светило российской науки. Кроме старшего брата Николая, у Владимира был еще один – троюродный брат, прославленный русский писатель Владимир Короленко.
В 1868 году, когда мальчику было всего пять лет, семья Вернадских переехала из Санкт-Петербурга в Харьков, который на тот момент носил славу научного и культурного центра Российской империи. Там же Владимира отдали в Харьковскую классическую гимназию, где он учился на протяжении трех лет. В 1876-м Вернадские переезжают обратно в Петербург, и Владимир поступает в Первую столичную классическую гимназию.
Тот уровень образования, который давала питерская гимназия, был достаточно высоким, даже по меркам нынешнего времени. Это подтверждается тем фактом, что после выпуска Вернадский свободно владел тремя языками, читал на пятнадцати языках, в том числе научные труды и лекции, которые печатались в зарубежных изданиях. За годы учебы Владимир изучил философию и историю религии, и это было началом его пути по созданию теории русского космизма, к которому он пришел уже в зрелые годы.
НАУЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
В 1881-м Владимир Вернадский поступил в Петербургский университет, он выбрал естественное отделение. Ему посчастливилось учиться у химика Д.Менделеева, ботаника А.Бекетова, В.Докучаева, который кроме преподавательства стал еще и основателем школы почвоведения. Докучаев руководил естественным отделением, где учился, а потом и защищал кандидатскую диссертацию Вернадский. Именно он предложил Владимиру остаться работать в университете на должности хранителя кабинета минералогии.
В 1888-м Вернадский отправляется на стажировку в Европу. Сразу он побывал в немецком Мюнхене, где занимался кристаллографией, потом переехал в столицу Франции, продолжал обучение в горной школе Коллеж де Франс. Домой он вернулся через два года и получил высокое назначение – Вернадского зачислили в штат Московского университета в качестве руководителя кафедры минералогии.
Он начал свою трудовую биографию в качестве преподавателя университета, и проработал на этой должности почти 21 год. В 1891-м состоялась защита его магистерской диссертации, спустя шесть лет, в 1897-м ученый защитил докторскую диссертацию, и получил научное звание доктора и профессора минералогии. В годы, прошедшие между защитой двух диссертаций, Владимир находился в постоянных разъездах. Научные экспедиции с его участием побывали в России и многих странах Европы, Вернадский занимался проведением геологических изысканий.
В 1909-м состоялся 12-й съезд естествоиспытателей, на котором Вернадский выступил с докладом на тему «Совместное нахождение минералов в земной коре». Таким образом, он стал основателем новой науки, получившей название геохимия. За годы работы в Московском университете, Владимир Иванович выполнил колоссальную по объему и значимости работу, он сумел полностью изменить представление о минералогии, существовавшее на протяжении долгого времени. Ученый смог разделить такие понятия, как минералогия и кристаллография. По его мнению, первая из наук относилась непосредственно к математике и физике, а вторая была неотъемлемой частью геологии и химии земной коры.
Параллельно с новаторскими разработками по минералогии, Владимир значительно приблизился к открытию геохимии. Изучив некоторые явления жизни, он вплотную подошел к началу еще одной науки – биогеохимии. Одновременно с этим, интересы Вернадского распространялись и на историю российской науки и философии, радиоактивность элементов. Он также увлекся политикой и начал вести активную общественную жизнь.
В начале 20-го века Вернадский уже академик Петербургской Академии Наук, заведующий музея Минералогии. В 1909-м он стал основателем Радиевой комиссии, которая руководила поиском минералов. Сам профессор тоже принимал непосредственное участие во всех экспедициях, об этом свидетельствуют многочисленные архивные документы и фотографии. В 1915-м Владимир Иванович участвовал в организации комиссии (КЕПС), которая занималась изучением сырьевых ресурсов в стране, в том числе и радиоактивных минералов.
В начале нового века ученый принимал участие в открытии бесплатных столовых для голодающих крестьян, был участником земских съездов, стал членом Государственного Совета российского парламента. Спустя несколько лет его поставили руководить Министерством народного просвещения при Временном правительстве.
Вплоть до 1919-го Вернадский был членом Кадетской партии, ему присущи либерально-демократические взгляды. Именно по этой причине он уехал из Росси после революции 1917 года. Весной 1918-го Вернадский перевез семью на Украину. Там ученый организовал Украинскую Академию Наук и занял должность ее первого председателя. После перешел в Таврический университет Крыма преподавателем геохимии.
В 1921-м семья Вернадских снова переехала в Петербург, переименованный большевиками в Петроград. Ученый получил должность руководителя метеоритного отдела при Минералогическом музее, стал организатором научной экспедиции в Сибирь, где упал Тунгусский метеорит. Жизнь начинала понемногу налаживаться, и Вернадский поверил, что может спокойно посвятить себя любимому делу – науке. Но вскоре его арестовали, объявив шпионом. Освобождения ждать долго не пришлось, но только благодаря тому, что за него вступились сокурсники – Ольденбург и Карпинский. Они обратились к Ленину и Луначарскому с соответствующими телеграммами.
В 1922-1926-м годах Вернадский читал лекции студентам Парижского университета, потом работал в Праге. Одновременно с этим профессор пишет научные труды и книги, которые постоянно выходят из печати – «Геохимия», «Автотрофность человечеств», «Живое вещество в биосфере».
В 1926-м, после возвращения в Ленинград, Вернадский возглавляет Радиев институт, спустя два года он занимает кресло директора только что созданной биогеохимической лаборатории. В разные периоды своей биографии ученый был руководителем научных сообществ, которые изучали подземные воды, вечную мерзлоту, тяжелую воду, геологический возраст горных пород. В 1940-м его назначили руководителем комиссии по урану, он стоял у истоков основания ядерной программы СССР.
НООСФЕРА
Вернадский утверждал, что биосфера представляет собой действующую, саморазвивающуюся и организованную систему. Организованность обеспечивает миграция химических элементов, на которые действует основной источник жизни – солнечная энергия. Ученый доказывал, что в единую планетарную экологическую систему входит биосфера, находящаяся в непосредственном контакте с другими геосферами.
Постепенно профессор сформулировал определение самого понятия «ноосфера». Он считал, что это видоизмененная биосфера, сформировавшаяся в результате воздействия на нее человека. Ученый свято верил, что человечество способно совершать общие разумные действия, причем, не только для удовлетворения своих желаний и потребностей, но и на то, чтобы создать на планете гармонию и равновесие, изучать и поддержать экологию Земли на нормальном уровне.
Вернадский считал, что в будущем люди смогут грамотно организовать государственную и общественную жизнь, в которой приоритетом станет творчество и инновации. Он мечтал, что у человечества хватит разума преобразовать Землю в соответствии с законами биосферы, и только после этого ноосфера будет состоять из органического мира, космического пространства, всех геосфер, улучшенных разумным человечеством.
ЛИЧНАЯ ЖИЗНЬ
В 1886 году Владимир Вернадский женился на Наталье Егоровне Старицкой. В его личной жизни это был первый и единственный брак, который длился на протяжении 56 лет. Ученый овдовел в 1943 году, его любимая жена умерла в Казахстане, куда семья Вернадских эвакуировалась в годы войны. Похоронена там же.
Супруга подарила ученому двух детей – сына Георгия и дочь Нину. Сын сделал карьеру историка, дочь выучилась на врача-психиатра. Дети профессора эмигрировали во времена СССР, жили в Штатах. Георгий Вернадский умер в 1973 году, Нина Вернадская – в 1986-м. У профессора была и внучка Татьяна, 1929 года рождения, но ее сейчас тоже нет в живых, она скончалась в 2004 году.
СМЕРТЬ
После смерти жены Вернадский вернулся в Москву, и ненамного пережил свою любимую. Его не стало 6 января 1945 года. Причиной смерти стал инсульт, который случился у профессора 25 декабря 1944 года. Местом его упокоения стало Новодевичье кладбище столицы. В 1953-м на его могиле установили памятное надгробие, автором которого был скульптор Зиновий Виленский.
Жизнь Владимира Вернадского, это бесконечное служение российской, советской и мировой науке, пример невероятной трудоспособности и разносторонности, стремление учиться чему-то новому и совершать открытия во благо человечества. Вернадский обладал многогранным талантом, который и привел его к многочисленным открытиям, среди которых формулировка законов геохимической работы организмов, разработка учения о биосфере, ее развитие и эволюция в ноосферу.
Владимир Вернадский оставил после себя большое наследие, состоящее из невероятного количества научных трудов и статей. Ему принадлежит авторство свыше семи сотен работ, причем в самых разных отраслях науки. Они выпущены сборниками, и всем, кто интересуется открытиями ученого, доступны в свободной продаже.
ИЗБРАННЫЕ ТРУДЫ
- Философские мысли натуралиста
- Научная мысль как планетное явление
- Биосфера и ноосфера
- О науке. Том 1. Научное знание. Научное творчество. Научная мысль
- 70 работ по биохимии
- 50 работ по геохимии
- 29 работ по кристаллографии
- 21 работа по радиологии