Всемирный Клубъ-Музей-Лекторий "Маски, Лики, Фигуры и энергоартефакты мира"

ПЕТРАШЕВСКИЙ МИХАИЛ ВАСИЛЬЕВИЧ (1821 - 1866)

 

ПЕТРАШЕВСКИЙ МИХАИЛ ВАСИЛЬЕВИЧ (1821 - 1866)

Петрашевский Михаил Васильевич - революционер, утопический со­циалист. Родился 13 ноября 1821 в семье доктора медицины, петербургского штадт-физика Петрашевского, участника войны против Наполеона (под Бородино заведовал медицинской частью всего левого фланга русской армии). В 1839 Петрашевский окончил Царскосельский лицей, одна­ко за вольнолюбивые взгляды и поступки был выпущен с самым низшим, XIV чином. 

  Посту­пив вольнослушателем на юридический факуль­тет Петербургского университета, Петрашевский уже в 1841 получил степень кандидата прав. 

  С 1840 Петрашевский служил перевод­чиком в Департаменте внутренних сношений Министерства иностранных дел, являясь посред­ником между административно-полицейскими органами и приезжавшими в Россию иностран­цами.

  С 1844 вокруг Петрашевского начал скла­дываться молодежный кружок и в следующем году собрания в его доме приобрели более упо­рядоченный характер, когда для посетителей был выбран специальный день — пятница. Пет­рашевский редактировал «Карманный словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка», хлопотал об издании журнала, в 1848 на дворянских выборах в Петербургской губер­нии он распространил литографированную за­писку «О способах увеличения ценности дворян­ских или населенных имений», наметив здесь предварительные меры для постепенного осво­бождения крестьян. 7 апреля 1849 на обеде в честь Ш. Фурье Петрашевский произнес речь, в которой говорил о важности глубокого знания действительности для применения на практике идей социализма, о необходимости преобразова­ния общества: «Мы осудили на смерть быт об­щественный, надо приговор наш исполнить».  

  В апреле–мае 1846 Достоевский знакомит­ся с Петрашевским. В показаниях Следственной комиссии по делу Петрашевского Достоевский написал: «Знакомство наше было случайное. Я был, если не ошибаюсь, вместе с Плещеевым, в кондитерской у Полицейского моста и читал газеты. Я видел, что Плещеев остановился гово­рить с Петрашевским, но я не разглядел лица Петрашевского. Минут через пять я вышел. Не доходя Большой Морской, Петрашевский поровнялся со мною и вдруг спросил меня: "Какая идея вашей будущей повести, позвольте спро­сить?" Так как я не разглядел Петрашевского в кондитерской и он там не сказал со мною ни сло­ва, то мне показалось, что Петрашевский совсем посторонний человек, попавшийся мне на ули­це, а не знакомый Плещеева. Подоспевший Пле­щеев разъяснил мое недоумение: мы сказали два слова и, дошедши до Малой Морской, расста­лись. Таким образом, Петрашевский с первого раза завлек мое любопытство. Эта первая встре­ча с Петрашевским была накануне моего отъез­да в Ревель, и увидал я его потом уже зимою. Мне показался он очень оригинальным человеком, но не пустым; я заметил его начитанность, знания. Пошел я к нему в первый раз уже около поста, сорок седьмого года».

  Таким образом, в конце января 1847 До­стоевский начинает бывать на пятницах у Пет­рашевского и пользоваться книгами его библио­теки. 8 ноября 1847 Достоевский присутству­ет на званом вечере у Петрашевского по случаю именин последнего. В сентябре–октябре 1848 Достоевский на собраниях у Петрашевского читает отрывки из «Бедных лю­дей» и рассказывает «Неточку Незванову» «го­раздо полнее, чем была она напечатана».

  В своих объяснениях по делу петрашевцев Достоевский подробно рассказал о своих встре­чах с Петрашевским, о его характере и обще­ственных взглядах: «Я никогда не был в очень коротких отношениях с Петрашевским, хотя и езжал к нему по пятницам, а он, в свою очередь, отдавал мне визиты. Это одно из таких знакомств моих, которым я не дорожил слишком много, не имея сходства ни в характере, ни во многих по­нятиях с Петрашевским. И потому я поддержи­вал знакомство с ним ровно настолько, насколь­ко того требовала учтивость, то есть посещал его из месяца в месяц, а иногда и реже. Оставить же его совсем я не имел никакой причины. Да к тому же мне бывало иногда любопытно ходить на его пятницы.

  Меня всегда поражало много эксцентрично­сти и странности в характере Петрашевского. Даже знакомство наше началось тем, что он с первого раза поразил мое любопытство своими странностями. Но езжал я к нему нечасто. Слу­чалось, что я не бывал у него иногда более полугода. В последнюю же зиму, начиная с сентября месяца, я был у него не более восьми раз. Мы никогда не были коротки друг с другом, я думаю, что во всё время нашего знакомства мы никогда не оставались вместе, одни, глаз на глаз, более получаса. Я даже заметил положительно, что он, заезжая ко мне, как будто исполняет долг учти­вости; но что, например, вести со мной долгий разговор ему тягостно. Да и со мной было то же самое; потому что, повторяю, у нас мало было пунктов соединения и в идеях и в характерах. Мы оба опасались долго заговариваться друг с другом; потому что с десятого слова мы бы за­спорили, а это нам обоим надоело. Мне кажется, что взаимные впечатления наши друг о дру­ге одинаковы. По крайней мере, я знаю, что я очень часто езжал к нему по пятницам не столько для него и для самих пятниц, сколько для того, чтоб встретить некоторых людей, с которыми я хотя и был знаком, но виделся чрезвычайно ред­ко и которые мне нравились. Впрочем, я всегда уважал Петрашевского как человека честного и благородного.

Об эксцентричностях и странностях его гово­рят очень многие, почти все, кто знает или слы­шали о Петрашевском, и даже по ним делают свое о нем заключение. Я слышал несколько раз мнение, что у Петрашевского больше ума, чем благоразумия. Действительно, очень трудно бы­ло бы объяснить многие из его странностей. Не­редко при встрече с ним на улице спросишь: куда он и зачем? — и он ответит какую-нибудь такую странность, расскажет такой странный план, ко­торый он только что шел исполнить, что не знаешь, что подумать о плане и о самом Петрашевском. Из-за такого дела, которое нуля не стоит, он иногда хлопочет так, как будто дело идет обо всем его имении. Другой раз спешит куда-нибудь на полчаса кончить маленькое дельце, а кончить это маленькое дельце можно разве только в два года. Человек он вечно суетящийся и движущий­ся, вечно чем-нибудь занят. Читает много; ува­жает систему Фурье и изучил ее в подробности. Кроме того, особенно занимается законоведени­ем. Вот всё, что я знаю о нем как о частном лице, по данным весьма неполным для совершенно точного определения характера, потому что, по­вторяю еще раз, в слишком коротких отношени­ях с ним я никогда не находился.

  Трудно сказать, чтоб Петрашевский (наблю­даемый как политический человек) имел какую-нибудь свою определенную систему в суждении, какой-нибудь определенный взгляд на полити­ческие события. Я заметил в нем последователь­ность только одной системе; да и та не его, а Фу­рье. Мне кажется, что именно Фурье и мешает ему смотреть самобытным взглядом на вещи. Впрочем, могу утвердительно сказать, что Пет­рашевский слишком далек от идеи возможности немедленного применения системы Фурье к на­шему общественному быту. В этом я всегда был уверен».

  Однако Достоевский, из благородных побуж­дений, скрыл от Следственной комиссии свой довольно резкий отзыв о Петрашевском. В конце 1848 намечается некоторое рас­хождение Достоевского с Петрашевским, когда Достоевский бывает на вечерах у Дурова, где, как вспоминаетЛьвов, «участвовали наполовину литераторы и музыканты, хотя и бывавшие у Петрашевского, но не очень сим­патизировавшие с ним...». Расхождение еще больше усили­лось, когда в декабре 1848 под руководством Спешнева организуется особое тайное об­щество из наиболее решительных петрашевцев, ставящее своей целью «произвести переворот в России», и Досто­евский - членом этого Общества, по словам его друга поэта Майкова, говорил, что «Петрашевский, мол, дурак, актер и болтун; у него не выйдет ничего путного». (Это и был тот отзыв, который Достоевский скрыл от Следственной комиссии).

 Арестованный в ночь на 23 апреля 1849 Петрашевский был приговорен Военно-судной комиссией к расстрелу «за преступный замысел к ниспровержению существующего государствен­ного устройства», а по окончательному пригово­ру был осужден на бессрочную каторгу. 

  22 декаб­ря 1849 прямо с Семеновского плаца Петра­шевский первым из осужденных в кандалах был отправлен через Тобольск в Шилкинский завод, а затем в Акатуй. По манифесту 26 августа 1856 вышел на поселение в Иркутске, сотрудничал в «Иркутских ведомостях», пытался добиться пе­ресмотра своего приговора, указывал в много­численных прошениях на ошибки, допущенные при судопроизводстве. Из-за резких выступле­ний против сибирского начальства Петрашевс­кий в феврале 1860 был выслан в село Шуша Минусинского округа, однако вскоре добился разрешения жить в Красноярске. После много­численных столкновений с властями и высылок умер в селе Вельском Енисейского округа.

 Вероятно, Достоевский знал, что, в отличие от него, Петрашевский так ни в чем и не раска­ялся и некоторые черты характера и мировоззре­ния Петрашевского послужили Достоевскому толчком для создания в «Бесах» двух зловещих образов: Петра Верховенского и Шигалёва.

Подробнее

Получить консультацию
Яндекс.Метрика