Всемирный Клубъ-Музей-Лекторий "Маски, Лики, Фигуры и энергоартефакты мира"

Пополь Вух

Пополь Вух  («Книга Совета» или «Книга Союза»  киче - Popol Wu'uj  в современном произношении - это книга, написанная на античном языке киче, которая содержит мифические истории и генеалогию правителей  пост-античного королевства киче-майя в горах Гватемалы.

Popol Vuh- Maya- Painting

Книга содержит миф о сотворении мира, за которым следуют мифические истории двух Героях Близнецах: Хунахпу ( у современных киче  Junajpu )  и Ксбаланке ( у современных киче Xb‘alanke). Вторая часть книги имеет дело с деталями основания и истории королевства киче, связи правящей семьи с этими легендарными богами с целью утвердить божественность их власти.  

Книга написана латинскими буквами, но считается, что она основана на рукописи, написанной иероглифическим письмом Майя. Первоначальный манускрипт, написанный около1550 г., был утерян, но копия другой переписанной вручную монахом Francisco Ximénez копии в начале 18 века находится сегодня в библиотеке Newberry в Чикаго. 

Начиная с Ximénez, который относился к этим рассказам как к «детским сказкам» (Fr. Francisco Ximénez, Las Historias del Origen de los Indios de esta Provincia de Guatemala, 1857) вплоть до Imbelloni, наиболее существенная компонента мифологии киче оставалась нераскрытой. Это показывает как неспособность проникнуть вглубь менталитета индейца, так и неспособность постичь суть его религиозных представлений, и, следовательно, его культуру.

Popol Vuh- Maya- Snake

На самом деле, эти «ребяческие» легенды, передаваемые устно с незапамятных времен, содержат весь процесс развития культуры киче-майя, их религию, общественный уклад и экономику. Они являются кратким изложением религиозных законов или символов веры, которые до сих пор в силе, и которые были даны человеку Божеством до того, как в Старом Свете появились законы Хаммурапи. Хунапху – герой-цивилизатор в культуре киче-майя – является богом-искупителелем, сыном Верховного Существа. Он рожден непорочно, как все великие основатели религий, и жертвует собой ради человечества, за много столетий до того возвышающаяся фигура Иисуса Христа показалась на горизонте человеческой истории. Хунапху провозглашает догмат бессмертия души раньше,чем Платон начал учить своим доктринам, когда греческая мифология, созданная Гомером и Гесиодом, еще не существовала. Хунапху и Ксбаланке трансформируют себя в человеческих существ, имеют такие же тела и переживают то же, что и человек, чтобы установить правила поведения для него. 

Maya Pyramid

Еще до Гераклита, у киче-майя была идея что люди являются смертными богами, а боги – бессмертными людьми, с той разницей, что у них человек умирая трансформировался в бессмертное существо, при условии исполнения предписаний религиозной этики. Логическим следствием этой идеи является концепция гармоничной системы мира  и отношений между человеком, Божеством и космосом столь тесных, что, пожалуй, ни одна другая религия не сравнится с этой в данном аспекте.

Своим примером Хунапху устанавливает правила для поклонения и для возделывания земли и учреждает методику отсчета времени, астрономические и ритуальные процедуры, неотделимые от этих правил. Он также оставляет нормы естественного закона и этики, заключенные в религиозной морали практического характера, основанной на защите индивидуума, семьи и общества, принципе власти и экономической безопасности для благополучия человека. Хунапху показывает пример нравственного поведения, характерного для человека идеального типа.    

Popol Vuh- Maya- CrossВ Пополь Вух решены те духовные проблемы, что в каждую эпоху тревожили человеческую душу: творение вселенной, священные обязанности, отношения между Божеством и человеком, проблема статуса самого человека, о долге и истине, добродетели и грехе, происхождение живых существ и вещей, о жизни, смерти и человеческой судьбе, законы причины и следствия, и др. Религия майя, которая относится к религиям спасения, в качестве основной цели выдвигает развитие внутреннего спокойствия души внутри гармоничной социальной системы, в которой не может преобладать несправедливость; что ведет человека к счастливой загробной жизни, в соответствии с его достоинствами, согласно божественному учению, данным Хунапху в одном из до сих пор непонятых эпизодов этой знаменитой книги киче.    

Подлинность этого творения мысли майя уже давно признана такими авторами как Brinton, Müller, Raynaud, Rodas, Villacorta, Recinos  и другими, которые показали, что хотя оно и написано в колониальную эру, оно является полностью туземным и чужим для западного мышления. Кроме того: Пополь Вух является документом истории, уникальным среди летописей человечества. Его мифология, теогония и космогония разворачиваются на фоне тщательно зарегистрированных исторических событий, которые происходят в разные эпохи или расовые периоды, с описанием отличительных особенностей этих периодов, хотя многое из этого было неизвестно или прошло через видоизменения к тому времени, когда была написана эта рукопись. 

Popol Vuh- Maya- City/CultureДостоверность фактов, приведенных в Пополь Вух  можно подтвердить различными способами, благодаря сравнительной этнологии и археологии, с одной стороны, а с другой – традициями и письменными источниками американских народов, которые отделившись от одного корня в разные эпохи, сохраняют в определенной степени особенности, соответствующие этапам, через которые проходила эволюция культуры киче-майя. В пределах территории майя, в Гондурасе мы находим сосуществование в одной стране и в один момент времени туземных племен, принадлежащих к историческому (чорти) и доисторическому периоду (сумо), согласно классификации Пополь Вух,  тогда как другие (ксикаки и пайяс) занимают промежуточную позицию. 

Этот процесс культурного разделения повторяется, когда киче отделяются от майя, развиваясь параллельно, но независимо от них. После разделения киче-майя, Пополь Вух  имеет дело с эпизодами, которые принадлежат исключительно истории киче и не касаются майя. С другой стороны, документы и традиции последних отмечают культурные достижения, в которых киче не принимали участия, такие как выдающееся и уникальное развитие астрономии и измерения времени, о которых мы знаем из Книг Чилам Балама и предания о танце гигантов у чорти. 

Popol Vuh- Maya- Stone

Пополь Вух  разделен на две части. Первая содержит, кроме мифов о творении мира, историю майя и киче вплоть до их разделения. Вторая часть имеет дело только с киче. В человеческой истории, как и в истории природы, нет резких изменений; но с течением времени становятся видны различные фазы, сменяющие друг друга в процессе формирования культуры. Тогда устанавливаются условные границы для идентификации этих фаз, абстрагируясь от переходных периодов между ними. 

Popol Vuh- Maya- Statues&Tradition

Этим методом пользуются авторы Пополь Вух  в своем кратком изложении истории, показывая тем самым, что эти предания тщательно передавались из поколения в поколение и излагались после описывфемых событий. Важно то, что те события доисторического периода, в котором следует искать корни культуры майя и киче, не были забыты и дошли до нас, благодаря крайне консервативному характеру туземцев и их форме правления. Анонимные старейшины-вожди, представители и толкователи божественных законов и хранители традиции, фактически непрерывно следовали один за другим, передавая друг другу культурное наследие, как это до сих пор происходит внутри касты старейшин у чорти. Таким образом, они выступают в истории как одна личность, которая продолжается в их потомках, и повторяет без изменений те поучительные легенды, которые служат моделями поведения для сегодняшних индейцев.

Aztec CalendarКлассификация Пополь Вух  охватывает четыре культурных пласта, три доисторических и один исторический. Они соответствуют четырем векам или солнцам в толтекской мифологии, и в обеих этих культурах – которые исходят из одного источника – обзор истории связан с разделами календаря, которые контролируются «Регентами», в соответствии с методом, по которому майя и толтеки регистрировали выдающиеся события своей истории согласно духу своей хронологии с ее сменой календарных управляющих.  

Значение этой книги огромно, так как это один из немногих ранних центральноамериканских мифологических текстов. Ее часто считают единственным важным произведением центральноамериканской литературы. Мифология киче считается довольно близкой к мифологии доантичных майя, отраженной в настенных рисунках в Сан Бартоло, и живопись античного периода часто содержит мотивы, которые можно интерпретировать как сцены из Пополь Вух.

Источник

Получить консультацию
Яндекс.Метрика