Всемирный Клубъ-Музей-Лекторий "Маски, Лики, Фигуры и энергоартефакты мира"

Порховская крепость

Порховская крепость

Порховская крепость

Порховская крепость (Порховский кремль) — крепость в центре города Порхов Псковской области. Расположена на правом берегу реки Шелони. Крепостные строения из темного известняка сохранились практически полностью, но некоторые участки находятся в аварийном состоянии.

Порхов — небольшой, но довольно уютный городок в Псковской области. Он расположился на берегу реки Шелони в часе езды от областного центра. Иногда историки называют эти места «Шелонской землей», имея в виду то, что название это охватывает несколько крепостей, построенных здесь в древности и защищавших рубежи Новгородской феодальной республики от врагов.

В XII — начале XIII века Новгородские земли систематически подвергалось набегам воинственных соседей. Нужно было что-то предпринимать, и в 1378 году новгородцы решают «одеть» деревянную крепость Порхов в камень.

Порховская крепость макет — экспонат Музея истории Порховского края.

Порховскую крепость решили строить на новом, более удобном месте — в естественной излучине, которую образовала Ше-лонь. Небольшой холм обнесли мощной каменной стеной по примеру соседней Изборской крепости, где за полвека до происходящих в Порхове событий крепость также перенесли на неприступную Жеравью гору, там она стоит и по сей день.

Строили новую Порховскую крепость, что называется, «всем миром» и очень быстро. Буквально за лето на берегу реки выросли каменные стены высотой до пяти метров с четырьмя сторожевыми башнями по периметру. А толщина крепостных стен в некоторых местах превышала два метра, чтобы выдерживать самые серьезные осады!

Материалом для постройки крепости в Порхове служил местный известняк, недостатка в котором не было, а также более крепкий валунный камень. Некоторые источники утверждают, что строители поначалу оштукатурили крепостную стену розовой глиной, из-за чего она смотрелась особенно красиво на рассвете и закате. Но главное достоинство новой крепости — ее неприступность — заключалось в том, что с двух сторон стены омывали воды реки, и это значительно затрудняло врагам осаду. С востока, где река уже не могла помочь, построили три самые мощные башни — Никольскую, Среднюю и Псковскую.

Захаб
Захаб — наружная пристройка к крепостной стене, защищающая ворота крепости. Имеет вид дополнительной стены, образуя защитный коридор-западню у крепостного сооружения. Возводилась с таким расчетом, чтобы принудить неприятеля идти на приступ, имея правый бок незащищенным...

Словарь терминов архитектуры.

В стену Порховской крепости, смотрящую на запад, откуда обычно и приходил враг, строители вмуровали каменный крест, под которым хоронили погибших защитников крепости.

Цитадель имела два характерных для крепостей той эпохи захаба — Псковский и Никольский. Увы, первый до наших дней не дожил и рухнул во время большого половодья в 1876 году. От Никольского сохранилась часть одноименной башни, которую позже разобрали до второго этажа, а потом надстроили сверху храмовую колокольню.

После того, как в 1387 году все работы по возведению новой Порховской крепости были завершены, поселение обрело статус центрального городища Шелонской земли, перехватив его у соседнего поселения Опок.

Как князь литовский Витовт не взял Порховскую крепость

Порховская крепость

Никоновская летопись донесла до нас сведения о событиях 1428 года, когда Порховскую твердыню незадолго до своей смерти пытался взять великий князь литовский Витовт (1350—1430). Неделю длилась осада, сообщает летописец, но тщетно, упорство и смелость защитников сломить врагам не удавалось. Тогда литовцы решили применить... артиллерию. Они притащили к осажденной крепости стенобитное орудие, именуемое «галкой». Сконструировал ее некий «хитрец мастер немчин Микола». Он похвалялся, что разобьет не только порховские крепостные стены, но и «каменного Николу» — то есть храм внутри крепости. Однако первое же пущенное ядро отрикошетило от стены храма и «вернулось» назад в лагерь литовцев, нанеся сокрушительные разрушения. Впрочем, вот как поэтично об этих событиях поведал нам летописец:

«Каждый день везли ее на сорока конях с утра до обеда, на сорока других — с обеда до полудня, на сорока иных — с полудня до вечера. Литовская рать подошла к Порхову. Каменные стены его были толсты; возвышалась крепкая стрельница; в середине поднимался из-за стен храм св. Николая... Немец как выстрелил из своей «галки», так стрельницу и вышиб из основания и зубцы на стене посбивал, и церковь св. Николы переднюю и заднюю стены прошиб; а священник церкви св. Николы в это время служил обедню и цел он остался, а ядро, как дошло до алтаря, обратилось назад, и немца Миколу за его похвальбу разорвало так, что ни тела, ни костей его не нашли; только и осталось от него, что кусок его кабота».

Осаждающие поумерили пыл, и наступило время переговоров с неприятелем. Сохранились имена порховских переговорщиков — это посадник Григорий Кириллович по прозвищу Посахно и известный воевода Исаак Андреевич Борецкий. Они вышли к литовцам и, как сообщает летописец, «иже с ними прочий, и начаша бити челом». Витовту был предложен откуп — серебряные монеты общим весом 18,5 пуда. Князь согласился взять деньги, и после уплаты, 28 июля, снял осаду.

Порховская крепость и ветры средневековых войн

Порховская крепость

Спустя 130 лет после ухода Витовта, в 1581 году, уже на исходе Ливонских войн, надежность порховских стен попытался проверить и король Стефан Баторий (1533—1586). Это случилось еще до того, как он завоевал Смоленск с Черниговым. Но на берегах Шелони Баторий потерпел неудачу — после продолжительной и безрезультатной осады он вынужден был отступить и пойти на мировую.

В Смутное время поляки все же заняли Порхов. Жителям городка ничего не оставалось, как присягнуть Лжедмитрию. Однако 25 апреля 1609 года город освободили войска, присланные Василием Шуйским. Еще некоторое время спустя, после того, как на русском престоле воцарился первый из династии Романовых, разгорелась русско-шведская война. Новгородские земли вместе с Порховом, хоть и ненадолго, но захватили шведские рыцари. Однако в январе 1617 года, по инициативе именно шведской стороны, в деревне Столбово был подписан мирный трактат, получивший название Столбовского мира. Согласно документу Москве возвращались захваченные территории Новгородчины, включая и Порхов.

После упомянутых событий городок на долгие годы забыл о войнах. Дело в том, что границы Русского царства к тому времени отодвинулись далеко на Запад, а Порховская крепость оказалась глубоко «в тылу», потеряв статус приграничного форпоста. Она превратилась в памятник славного военного прошлого Новгородской республики, и именно благодаря этому обстоятельству сохранилась практически в неизменном виде до наших дней.

Впрочем, еще полтора столетия — вплоть до 1764 года крепость числилась в списке военных объектов.

«Воеводе в крепости Порхов не быть»

Порховская крепость

Что же произошло в 1764-м? Из Москвы пришло распоряжение «воеводе в городе не быть», то есть считать Порхов — гражданским поселением. Наконец-то городок вышел за крепостные стены и стал центром так называемой Шелонской пятины — административно-территориальной единицей (буквально «пятой частью земли»). Позже этот район был включен в состав Ингерманландской губернии — первой губернии, учрежденной Петром Великим на территории России. И, наконец, в 1777 году превратился в один из уездов Псковского наместничества, образованного вместо Псковской губернии указом уже Екатерины Великой. В те годы Порховский уезд занимал земли площадью почти в семь тысяч квадратных километров, и здесь проживало примерно 170 тысяч человек.

Исторические хроники донесли до наших дней сведения о большом пожаре, случившемся в Порховской крепости в 1680 году. Огонь тогда уничтожил практически все крепостные постройки. Восстановление заняло почти 100 лет!

Источник

Получить консультацию
Яндекс.Метрика