Святилище Ямал хэхэ (Ямал хада; Семь Чумов; Богиня Края Земли; Края Земли Бабушка)
Данный объект относится к числу общененецких (высшего уровня) святилищ и является одним из главных на полуострове Ямал. Объект связан с культом почитаемой ненцами богини Ямал Хада (Края земли Бабушка), считающейся хозяйкой всего полуострова Ямал. На священном месте, на расстоянии нескольких метров друг от друга, находятся семь жертвенников (алтарей), закреплённых за разными ненецкими родовыми группами. Главным из них является жертвенник, посвящённый богине Ямал Хада. Каждый из жертвенников представляет собой нагромождение деталей священных нарт, сухих стволов лиственниц, старых священных шестов, оленьих черепов с рогами, культовых деревянных изображений сядэев (рукотворных охранников святилища), а также нередко черепов медведей.
По внешнему облику эти жертвенники несколько напоминают чумы и их же символизируют, поэтому священное место Ямал хэхэ (Края земли богиня) широко известно у ненцев также под названием Сиив Мя (Семь Чумов).
Самое первое описание святилища сделал биолог Б. М. Житков, который побывал на нём в 1908 году. Он также упомянул, что «деревянные идолы (сядаи) сгруппированы в семь отдельных куч, стоящих вытянутым рядом в нескольких шагах расстояния одна от другой». Посетивший священное место зимой 1928 года В. П. Евладов добавляет к этому ориентировку гряды жертвенников по линии запад – восток, высоту наибольшего из них – в 2 – 2,5 человеческих роста, краткое описание «главного шайтана» – «довольно толстое бревно «с глазами» и зарубкой, где должен был быть рот», подробности о характере мелких подношений на святилище (лоскутки ткани, кольца, завёрнутые в ткань монеты, железные цепочки и др.). В 1970-е годы святилище посетила группа зоологов, которая вывезла 56 медвежьих черепов из 170 находив- шихся на жертвенниках. Несколько раз побывал на священном месте Ямал хэхэ этнограф А. В. Головнёв (1987, 1991, 1996 гг.), отмечавший, что на жертвенниках также находятся шкурки песцов, старые священные шесты (симсы), бубны и колотушки умерших шаманов, и паломники по- стоянно производят обмен новых подношений на старые предметы, которые увозят с собой, ввиду чего состав подношений на жертвенниках довольно нестабилен. В конце 1990-х годов на священном месте Ямал хэхэ побывал ненецкий этнограф Л. А. Лар. Наряду с уже известной информацией он зафиксировал снижение высоты центрального жертвенника до двух с половиной метров, наличие жертвенных кострищ, стружки и обрубков дерева (вероятно, оставшихся после изготовления новых сядэев), описал культовую скульптуру Ямал Хада (стоит с поднятыми руками, на лице намечены рот, нос и глаза, завёрнута в светлую ткань).
Борис Житков сопоставлял священное место Ямал хэхэ по древности и значению с главнейшей ненецкой святыней на острове Вайгач. Происхождение святилища Ямал хэхэ объясняется легендой, которая известна не менее чем в шести вариациях. В общем смысле её содержание свидетельствует, что в далёком прошлом ямальские ненцы охотились на диких оленей и представителю рода Вэнго посчастливилось подстрелить белую важенку. Во время разделки её туши нож Вэнго наткнулся на медную пряжку, подобную тем, что ненецкие женщины носят на поясе. Событие было воспринято в качестве знака, что в виде белой важенки на самом деле явилась дочь богини Ямал Хада. На месте её гибели было основано священное место Ямал хэхэ, а пряжка в качестве священной реликвии стала храниться в роду Вэнго. Легендарная пряжка в 1908 г. находилась у Лямби Вэнго, в 1990-х годах – в роду Тусида. Женщины, которым по традиции нельзя посещать священное место Ямал хэхэ, могут для обращения к Ямал Хада принести жертву её пряжке, хранимой у Тусиды, самым желанным даром в этом случае считается белый телёнок.
Высокий сакральный статус священного места Ямал хэхэ для ненцев подчёркивается рядом ключевых факторов:
- оно считается общененецким, общеизвестно и в то же время имеет жёсткие ограничения на доступ: его запрещено посещать женщинам, а также ненцам из родов, ведущих происхождение от ханты;
- место связано с почитаемой ненцами богиней Ямал Хада – Хозяйкой всего полуострова Ямал;
- объект редко посещается, поездки к нему сопряжены с ритуальными действиями уже на начальном этапе;
- имеется значительное число связанных с ним священных мест более низкого ранга;
- изображения богини Ямал Хада, а также привезённые с её святилища предметы хранятся в священных нартах у многих ямальских ненцев и считаются помощниками в обеспечении благополучия семьи и сохранности оленьего стада.
В заключение стоит отметить, что отличительной чертой культуры коренных малочисленных народов Севера является почитание и одухотворение природы. Поэтому священные места – это, как правило, не рукотворные постройки, а ландшафты (урочища): озёра, мысы, холмы, острова, горы. Для Ямало-Ненецкого автономного округа священное место Ямал хэхэ имеет особенное значение, это уникальный сакральный объект на территории региона, имеющий большое значение с точки зрения этнической истории и этнографии и являющийся частью живой традиционной культуры ненцев.
Священное место Ямал хэхэ в 2017 году было включено в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов России в качестве объекта культурного наследия регионального значения (достопримечательное место).
Предметом охраны являются:
- конфигурация в плане, в том числе: мысовидный выступ левой террасы ручья, впадающего в пролив Малыгина (ландшафт, включая все относящиеся к нему компоненты);
- сакральные особенности священного места, включающие в себя ритуальные площадки и объекты, связанные с жертвоприношениями;
- территория объекта культурного наследия.