Всемирный Клубъ-Музей-Лекторий "Маски, Лики, Фигуры и энергоартефакты мира"

Мона Лиза и Айзелуортская Мона Лиза: две загадки Леонардо да Винчи

Мона Лиза и Айзелуортская Мона Лиза: две загадки Леонардо да Винчи

Это самое известное произведение искусства в мире, ее имя - синоним интриги. Выражение ее лица хранит тайну вот уже V веков. Мы видим женщину, которая вот-вот улыбнется. Это почти философская картина, демонстрирующая достижения живописи.

Мона Лиза в Лувре

"Мона Лиза" не всегда была знаменитой, она не привлекала всеобщее внимание до тех пор, пока ее не похитили. Картина исчезла, и два года о ней было ничего неизвестно. А тем временем появилась вторая "Мона Лиза". Моложе и свежее. Хоть полотно и не было окончено.

Неужели Леонардо да Винчи написал самый известный в мире портрет дважды? Судя по свидетельствам, он работал над "Моной Лизой" в разные периоды жизни, которые разделяют более 10 лет. Неужели нашлось недостающее звено ранней версии великого портрета, а может, это копия из мастерской Леонардо или превосходная подделка? В наши дни с помощью недавно открытых архивов и достижений науки, эксперты надеются узнать, что скрывается за ее загадочной улыбкой и открыть, наконец, секрет "Моны Лизы".

Загадка Моны Лизы

Август 1911 года, в парижском Лувре, в галерее Ренессанса висит небольшой портрет "Мона Лизы", который пока малоизвестен. Но вскоре он станет притчей во языцех. После закрытия музея, один из работников Винченцо Перуджи подходит к картине и вынимает ее из рамы. Он прекрасно знаком с экспозицией музея, незадолго до этого его приняли на должность реставратора.

Перуджи тщательно заворачивает бесценную деревянную раму в ткань, на следующее утро у всех на виду он покидает музей, неся под мышкой "Мону Лизу". Пропажу картины обнаружат только к вечеру и о ней начнут писать все газеты. До кражи об этой работе Леонардо знали, разве что эксперты.

Имя "Мона Лиза" в одночасье стало известно, в каждом доме. Скандал превращает ее в суперзвезду, полицейские допрашивают подозреваемых, но так и не находят сотрудника Лувра. "Мона Лиза" пропала. Никто не знал, найдется ли она.

В это время торговец произведениями искусства путешествует по Англии в поисках редких работ и по его утверждению, получает в графстве Сомерсет интересное предложение. Единственное, что удалось узнать это имя покупателя — Хью Блейкер.

Айзелуортская Мона Лиза

Владелец утверждал, что вернулся из Италии и приобрел загадочную картину. На редкость талантливый портрет. На первый взгляд похоже на "Мону Лизу", но с некоторыми изменениями.

Айзелуортская Мона Лиза

Айзелуортская Мона Лиза

Лицо на картине казалась моложе. Судя по всему, это была та же модель, что и на известном портрете и нарисована была также безупречно. Неужели и это полотно написал сам Леонардо да Винчи.

В 1913 году мир вновь заговорил о "Моне Лизе", когда прославленный портрет вернулся в Лувр. Вор скрывал картину больше двух лет и был пойман при попытке продать ее во Флоренции.

В то же время в Англии, торговец произведениями искусства Хью Блейкер, купил предложенную ему картину, так называемую Айзелуортскую Мону Лизу. Блейкер решил разузнать больше о своем загадочном приобретении. Неужели в мире существует две "Мона Лизы"?

Алессандро Веццози искусствовед, директор музея Леонардо: "На сегодняшний день существует две теории, согласно одной единственный портрет находится в Лувре, согласно другой, существуют две совершенно разные картины".

По миру поползли слухи о втором портрете "Моны Лизы", незадолго до этого были обнаружены отчеты о существовании нескольких версий картины. Блейкер знаток искусства, вероятно, слышал об этой теории. Мог ли он гордиться тем, что стал обладателем второй "Моны Лизы"?

История Моны Лизы

Загадочная история "Мона Лизы" началась в Италии, во время культурного всплеска XV-XVI веков — эпохи Возрождения. Главной фигурой того времени стал Леонардо да Винчи, художник, изобретатель и инженер. Тяга к наукам и любознательность определяли каждый его шаг.

"Леонардо сам себя охарактеризовал, как приверженца экспериментов. Всю свою жизнь Леонардо был неустанным упорным, экспериментатором, в некотором смысле это было его кредо, вера в необыкновенную важность следования опытным путем, поиска и изучения", - Чарльз Николл, автор книги "Леонардо да Винчи полет разума".

Он брался за любую сложную задачу в технике или искусстве, с жадностью истинного изобретателя. На своих полотнах он стремился с точностью отображать окружающий мир и все его грани, движение жизни, оптику, анатомию, биологию, ботанику. В некотором смысле это даже больше, чем современные фильмы. Он стремился к стандартам, которых никто - даже сам Леонардо, не в состоянии достичь.

В 1503 году мастер берется за простой заказ. Леонардо всегда было трудно найти общий язык со знатью одного из самых богатых и могущественных городов Италии. Отношения Леонардо с Флоренцией складывались очень непросто, этот город олицетворял мир, в который он стремился, но никак не мог попасть. Незаконнорожденный сын со вспыльчивым характером.

Во Флоренции он оттачивал свое мастерство, но не считал ее домом. Он как-то написал, что не желает брать в руки кисть, стремится от нее отделаться, потому что его преследуют множество других идей. Идеями кармана не наполнишь и для Леонардо кисть была постоянным источником дохода. Его заказчиками обычно были аристократы и представители высшего духовенства, то есть видные люди и вдруг его попросили написать портрет никому не известной жены торговца шелком.

Ключ к истории этого любопытного заказа нашелся в библиотеке одного из самых известных художественных музеев мира Флорентийской галереи Уффици. Здесь хранится фундаментальный труд об искусстве итальянского возрождения. Жизнеописание наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих.

Джорджо Вазари

Джорджо Вазари - этот выдающийся источник знаний о Ренессансе, увидел свет в 1550 году. Вазари закончил свой труд уже после смерти Леонардо, постоянно обращаясь к записям художника и свидетельствам современников.

Вазари назвал имя торговца шелком, Франческо дель Джокондо, сыновья которого подтвердили, что Леонардо написал портрет их матери. Ее звали Лиза, "Мона Лиза". "Моно" — это устаревшее обращение к женщине в Италии, автор весьма подробно описывает портрет; ресницы требует особой тщательной прорисовки, брови получились естественными, губы кажутся не нарисованными, а живыми.

Мона Лиза без ресниц

В этом описании в качестве важной особенности упомянуты ресницы. Автор отмечает их как самую чудесную деталь портрета. Неужели Вазари описывал картину, которая висит в Лувре за пуленепробиваемым стеклом? На этом портрете нет ни ресниц, ни губ, ни бровей, которые так восхитили автора эпохи Возрождения. Если мы посмотрим на "Мону Лизу" в Лувре, то убедимся, что у нее нет ресниц, это вызывает сомнения в том, что Вазари был знаком с луврской Джокондой. Может все-таки существует два портрета? Если Вазари описывает картину из Лувра, то куда делись ресницы и брови?

Научные исследования "Мона Лизы"

Новая технология фотографии поможет узнать, что скрыто под слоями краски. Французский инженер Паскаль Код, использует ультрасовременные камеры, чтобы выяснить, почему у Джоконды нет бровей. Прибор с высоким разрешением делает снимки в разном диапазоне световых волн.

исследование слоев краски картины Мона Лизы

исследование картины "Мона Лиза"

"Я обнаружил брови, используя всего три фильтра в видимом глазу диапазоне, нам даже не пришлось применять инфракрасный диапазон, потому что слои краски на поверхности картины очень тонкие. Нет ясного научного ответа, как брови исчезли. Мы можем только предположить, что реставратор, который работал с полотном "Мона Лизы" удалил брови, потому что они были нарисованы на слое лака", - инженер Паскаль Код.

Ученые не нашли подтверждения восторженным отзывам Вазари, возможно он видел другую версию "Мона Лизы". Многие знаменитые картины после нескольких этапов реставрации сильно изменились.

Маурицио Серачини ученый, искусствовед: "Я побывал во многих музеях мира и изучил сотни работ, хранящихся в этих музеях. Посетители выставок не отдают себе отчета в том, что любуются произведениями, которые весьма далеки от оригинала. Вы не представляете, сколько изменений претерпел первоначальный вариант, сколько деталей ему добавили, сколько всего он потерял и как сильно изменился во время многочисленных реставраций и работ по очистке".

Реставратор Эрнст Люкс спас множество шедевров и прекрасно знает о недостатках старинных методов восстановления картин: "Только представьте себе, сколько раз их реставрировали, используя раствор из скипидара, спирта и аммиака, в который могли добавить лавандовое масло и луковый сок. Все эти растворы объединяет то, что они очень едкие".

Может это и есть, описанная Вазари "Мона Лиза", просто ее великолепные брови ресницы исчезли в процессе многочисленных реставраций. Однако Вазари указывает на еще одну особенность портрета, который отсутствует у "Моны Лизы" из Лувра. Он был не завершен. Может быть, автор описывает Айзелуортскую Мону Лизу, английское приобретение Хью Блейкера?

Сегодня это полотно хранится в секретном месте в Швейцарии в бронированном сейфе. С момента появления портрет сменил нескольких владельцев, в 2008 году ее приобрела группы международных инвесторов. Имена покупателей и цена, которую они заплатили за картину, держится в тайне. Еще одна деталь подтверждает описание Вазари, задний план не прорисован.

Айзелуортская Мона Лиза написана с непрорисованным задним планом

не прорисованный задний план в картине Айзелуортская Мона Лиза

Пейзаж на картине почти отсутствует, но даже в таком виде полотно может оказаться работой Леонардо, а то, что она не завершена, объясняется занятостью художника.

Беспокойный ум Леонардо, его неустанный интерес к окружающему миру, нестандартный образ мыслей, новые области исследований, замыслы полотен - сделали его человеком, который откладывал работу над картинами, так и оставляя их незавершенными, брался за новый проект.

Палаццо Веккьо

В 1503 году Леонардо получил свой главный заказ - самый грандиозный проект во Флоренции, в том же году он начал писать портрет "Моны Лизы". Леонардо поручили запечатлеть великое сражение на стенах Палаццо Веккьо. Битва при Ангиари решающий момент в истории города. Для этой фрески художник использовал неопробованную технику, но на этот раз его изобретательность дала сбой.

фреска Битва при Ангиари Леонардо да Винчи

фреска "Битва при Ангиари", работа Леонардо да Винчи

Горячие восковые краски слишком долго сохнут, они не удержались на стенах и начали растекаться. Это был самый масштабный проект во Флоренции, но Леонардо с ним не справился. Он бросил работу на середине и оставил фреску незаконченной. Сегодня от нее ничего не осталось.

Он уже не в первый раз отказывался от заказа, несколько его знаменитых работ, так и остались незаконченными. Леонардо не мог определиться с конечным вариантом. Он постоянно видел новые возможности и способы усовершенствовать свои работы.

Возможно, Леонардо точно так же потерял интерес, когда писал портрет жены торговца шелком. Неужели он устал от лица, которым сегодня восторгаются миллионы. Если это так, значит может существовать неоконченный портрет Айзелуортской Моны Лизы. Сравнивая два портрета, становится ясно, что это одна и та же женщина, только на неоконченной версии она чуть моложе.

сравнение картин Моны Лизы

сравнение картин

Вероятно, это поможет установить дату. Свидетельство о времени создания портрета хранятся в Германии в университете Гейдельберга. Хранители библиотеки обнаружили рукописное примечание на полях книги XVI века.

"Одним из первых владельцев этой книги был Агостино Веспуччи, он был лично знаком с Леонардо можно предположить, что он посещал мастерскую художника, видел картины и после своих визитов описывал увиденное на полях книги. Он подчеркивает, что зачастую Леонардо прописывал основные детали картины, а остальное оставлял незавершенным. В качестве примера он приводит портрет Лизы дель Джоконды, написанной в октябре 1503 года", - Сабина Герлайн историк, университета Гейдельберга.

В октябре 1503 года портрет еще не закончен. В то время Лизе дель Джокондо было 24 года. Ее муж заказал Леонардо портрет жены, которая ждала второго ребенка. И хотя однажды ее назовут самой соблазнительной музой Леонардо, скорее всего, она провела с мастером совсем немного времени.

Художник сделал наметки, набросал эскиз будущей картины и поэтому скорее всего, их знакомство закончилось. Представление о том, что модель сидит на стуле, а художник напротив и так они проводят целую вечность, в корне ошибочны в жизни все не так.

Для Леонардо живопись была отдыхом от повседневной работы. Она была богатой флорентийской особой и это частный заказ не для всеобщего обозрения, женщина улыбается и в этом есть что-то личное. Мы видим женщину, которая вот-вот улыбнется. На картине изображено ближайшее будущее, в котором Лиза дель Джоконда широко улыбнется, но этот момент еще не настал.

"Мона Лиза" молодая женщина, жизнь которой скоро изменится, она готовится стать матерью, она располнела эта юная женщина, которая меняется внешне и внутренне, она жена и будущая мать.

Портрет кисти Леонардо -это существенные расходы для семьи. Но об оплате нет упоминаний. Вопрос, почему до сих пор не дает покоя историкам вроде Джузеппе Палланти: "Я провел подробные исследования в архивах Флоренции, включая государственный архив, но не нашел доказательств существования контракта между Франческо дель Джоконда и Леонардо. Все историки ищут документ доказывающий, что портрет был оплачен, но, к сожалению, нет ни единого свидетельства того, что Франческо дель Джоконда выплатил Леонардо хоть какую-то сумму".

Согласно системе налогообложения Флоренции граждане были обязаны сообщать о доходах и расходах, финансовые сделки, активы из архивов ценный источник для историков.

в 1503 по 1506 годы Леонардо жил во Флоренции, но записи о том, что супруги Джоконда заплатили за картину нет, возможно, они так и не получили готовый портрет. Почему Леонардо не отдал им работу, этому нет логического объяснения, в его интересах было закончить картину и получить деньги. Франческо наверняка жаждал приобрести работу самого известного художника современности. Нет разумного объяснения и почему Леонардо мог оставить ее у себя.

Вероятно, портрет не был окончен и Леонардо не получил деньги, но что он сделал с картиной, если оставил у себя значит, она долго находилась у него. Возможно до самой смерти.

Последние годы Леонардо провел во Франции по приглашению короля Франциска I. Он жил в замке в долине Луары, скончался в 1517 году и был похоронен в местной часовне.

Две Джоконды

За два года до смерти художника у него побывал загадочный посетитель. Его имя кардинал Луиджи Арагонский. Он прибыл с личным секретарем Антонио де Беатисем. Тот детально описал посещение кардинала в своем дневнике. Пожилой Леонардо показал кардиналу несколько своих работ, «Иоанна Крестителя», «Мадонна с младенцем и святой Анной» и картину, которую де Беатис описывает как прижизненный портрет молодой флорентийской женщины.

Эти дневники были опубликованы спустя 400 лет в 1905 году. Они породили много домыслов о самой известной работе Леонардо. Из дневника ясно, что портрет "Моны Лизы" заказал Джулиано Медичи, это противоречит данным о том, что Леонардо был нанят мужем Лизы торговцем тканями.

Оба документа и книга Вазари и дневник де Беатиса, разнятся по датам и содержанию и не дают ясных ответов, но совершенно очевидно, что Франческо дель Джокондо и Джулиано Медичи не могли заказать один портрет. Эта версия подтверждает теорию о двух разных портретах. Если оба документа достоверные, значит существует два варианта портрета - законченный шедевр, написанный для Джулиано Медичи и неоконченная версия, приобретенная мужем Лизы.

Слухи о двух Джокондах быстро разошлись в мире искусства среди людей подобных Хью Блейкеру, который спустя несколько лет объявил, что обнаружил Айзелуортскую Мона Лизу. Но может этого не было, что если он сам ее нарисовал или нанял талантливого художника, создавшего подделку.

Леонардо был самым копируемым художником своего поколения, на протяжении 16 столетия создавались многочисленные версии и копии его работ, он был очень знаменит. Людям нравились картины с подписью Леонардо, по миру распространились сотни копий портретов "Мона Лизы" разных периодов и самого разного качества. Может Айзелуортская Мона Лиза одна из них. Если это подделка, то ее гениальность в том, что автор отошел от луврской версии, и никто не осудит его попытки скопировать шедевр. Все решат, что появилась еще одна "Мона Лиза" та самая неоконченная, как описывает Вазари, автор эпохи Возрождения.

Вызывает сомнение время обнаружения находки, Айзелуортская Мона Лиза появилась после пропажи оригинала из Лувра, и фальсификатор мог нажиться на продажах подделки. Выходит, Айзелуортская Мона Лиза фальшивка?

"Когда я начинаю изучать картину, то сначала разглядываю лицевую сторону, а потом обязательно ее переворачиваю. Ведь изучив оборотную сторону можно многое узнать о прошлом картины, там скопилась пыль веков разные надписи, имена владельцев, возможно, печати, штемпелей и тому подобное. В отличие от лицевой, оборотная сторона картины обычно сохраняется в первозданном виде", - Эрнст Люкс реставратор.

Оборотная сторона Айзелуортской Мона Лизы недоступна для изучения, в начале XX века ее наклеили на другой холст. Эрнст Люкс считает это подозрительным: "Если вы хотите подделать картину, то переклейка значительно упростит задачу, вам не придется тратить время на то, чтобы создать слой пыли, записи об истории полотна. Зачастую подделать оборотную сторону картины гораздо сложнее, чем лицевую".

образец для углеродного анализа картины

забор материала для углеродного анализа полотна

Гениальный фальсификатор придумал почти все детали, но не подозревал о технологиях будущего. В швейцарской высшей технической школе Цюриха ученые сделали радиоуглеродный анализ полотна. Поскольку холст ткут из растительных волокон - живописные полотна прекрасный материал для исследований.

Трудность в том, что для анализа следует взять кусок оригинального холста, а не того, на который впоследствии было наклеено изображение. Ханс-Арно Синал физик высшая техническая школа Цюриха: "Мы должны взять образец оригинального холста, только он покажет точный возраст, если сюда попадет частичка клея или нового холста, результат будет неверным. Очистить материалы примеси очень сложно, поэтому мы извлекаем нити подлинника".

Помимо того, что Айзелуортская Мона Лиза не завершена, она имеет и другое важное отличие от своего двойника Джоконда справа сидит между двух колонн, а на портрете "Мона Лизы" из Лувра едва видны их основания.

Мона Лиза с колоннами и без

"Мона Лиза" с колоннами и без

Зачем фальсификатор дорисовал эти колонны? Историки, искусствоведы, предполагали, что холст "Мона Лиза" из Лувра, обрезан на 10 см с каждой стороны, если это так то, когда-то на портрете были видны колонны.

Данную теорию подтверждает прославленный свидетель, художник эпохи Возрождения — Рафаэль. Примерно 1504 году юный гений переехал во Флоренцию и нанес визит в мастерскую Леонардо. Во время этого визита он, скорее всего и сделал весьма точный набросок одной из его картин.

"Это очень талантливый рисунок тушью, на нем изображена женщина, сидящая на балконе в окружении колонн", - Рафаэль. Очевидно, что это его представление о портрете "Мона Лизы".

Но по наброску неясно, был ли портрет окончен. Совершенно очевидно, что тут сохранена основная композиция, поза женщины и даже колонны. Портрет был известен во Флоренции, Рафаэль увидел его до своего отъезда в 1507-8 году. Какой же картиной, какими колоннами любовался Рафаэль?

Интрига продолжалась до 2004 года, пока реставраторы не вынули "Мона Лизу" из рамы и не убедились, что полотно не обрезано и на нем никогда не было колонн. Это открытие доказывает, что любое изображение "Джоконды", где есть колонны фальшивка, основанная на ложных идеях. Но как быть с наброском Рафаэля?

Сравнив его с портретом "Мона Лизы" понятно, что они практически идентичны, а это означает, что Рафаэль видел Айзелуортскую Мону Лизу в мастерской Леонардо, как раннюю версию всемирно известного портрета или это более поздняя подделка, основанная на ложном мифе о том, что когда-то на картине были колонны. Определить возраст холста оказалось делом весьма непростым, точные даты не могут назвать даже эксперты из Цюриха.

"Временные рамки между концом XV века и середины XVII весьма размыты, потому что с тех пор сильно изменилась концентрация углерода в атмосфере и это затрудняет работу ученых по определению точных дат этого временного диапазона".

Анализ показал, что холст Айзелуортской Мона Лизы был произведен где-то между 1500 и 1650 годом, то есть весьма вероятно во времена Леонардо. Результаты, которые были получены, весьма схожи с характеристиками холстов, сотканных в конце XV начале XVI веков. Холст был создан в то время, но прикасалась ли к нему кисть Леонардо?

Чарльз Николл автор книги "Леонардо да Винчи полет разума в мастерской": "У Леонардо было немало помощников учеников или юных гарцони, то есть мальчиков на побегушках и каждый внес свою лепту".

Зачастую ученики Леонардо и сами были одаренными художниками, мастер лично разрабатывал композицию, выписывал основные детали, но прорисовку фона и менее значительных деталей поручал своим помощникам. Разумеется, стиль, идея, творческий потенциал картины -рождается в голове мастера, но вера в то, что он лично своей рукой прорисовала все детали работы это иллюзия.

Шедевры эпохи Ренессанса, созданы на основе четкого разделения труда, иначе процветающая мастерская Леонардо не справилась бы с потоком заказов. Благодаря этому Леонардо мог заниматься и наукой, и искусством.

"Мона Лиза" — это неоспоримое доказательство того, что Леонардо постоянно экспериментировал, вводил в обращение новые составы техники, новые составы грунта красок и лаков, на протяжении всей своей жизни. У каждого художника был свой рецепт изготовления красок, у них не было возможности пойти в магазин и купить тюбики или баночки с краской, они сами их смешивали, использовали разные пигменты разные основы смеси, лаков, олифы и разнообразных масел.

исследование Айзелуортской Мона Лизы

образцы краски с картины Айзелуортская Мона Лиза

В наши дни по составу красок можно назвать имя художника. Чтобы его узнать исследователи берут микроскопические образцы пигмента. Возможно краски Айзелуортской Моны Лизы помогут выявить подделку. Образцы краски тщательно исследуют под микроскопом, изучают их структуру, способ смешивания и наложение пигментов. Цель исследования - понять, совместимы ли рецепты тех красок с теми, что использовались во времена Леонардо. Наличие любого пигмента, изобретенного уже после его смерти, докажет, что перед нами подделка. Анализ показал, что на картине нет ни единого следа современных материалов, она была написана при жизни Леонардо.

"Мы изучили состав красок с ними все в порядке, с лаком и рамой тоже. Провели радиоуглеродный анализ, с технической точки зрения, все в норме", - Паскаль Код инженер.

Выходит, что портрет написан рукой Леонардо, а если нет, то кем-то очень близким ему. Один из его учеников по имени Салай (Джан Джакомо Капротти да Орено) был не просто подмастерьем. Салай был, согласно заверениям современников художника и выводам нынешних историков - любовником Леонардо. Его доверенным лицом, другом, его правой рукой и компаньоном. Вазари, прозрачно и весьма уверенно намекает на то, что Леонардо любил Салай.

Ученики Леонардо

Возможно, что юный любовник Леонардо, будучи талантливым художником, создал копию работы учителя. Наличие одной или нескольких версий "Моны Лизы" еще не дает основание утверждать, что Леонардо своей рукой нарисовал две разные картины одну в 1503 году и вторую значительно позже. По мнению историков, другая "Мона Лиза", то есть отличная от той, что висит в Лувре, также вышла из мастерской художника.

Скорее всего, не один Салай скопировал "Мону Лизу" в мастерской Леонардо. В мадридском музее Прадо недавно была обнаружена копия, на которой голова, плечи и пальцы претерпели те же дорисовки, что Джоконда из Лувра. Кто-то вносил изменения в копию одновременно с оригиналом.

копия Мона Лизы

одна из копий Моны Лизы

Копирование картин прямо в мастерской или создание их версий, обычное дело для великих художников того времени, у большинства из них были мастерские и небольшие картины, например, изображение "Богоматери" писались в нескольких вариантах с помощью учеников. Для Леонардо это тоже привычная практика, можно назвать их работами под маркой Леонардо.

Художник и сам уверял, что существуют три вида картин - полотна высшего качества, к которым можно отнести "Мону Лизу", полотна средней руки такие как "Мадонна с веретеном" и другие образы "Мадонны" - созданные Леонардо и учениками и наконец, качественное ремесленничество, то есть работа из мастерской Леонардо. Есть достоверные сведения о подобных представлениях да Винчи.

Но доказывает ли это что "Мона Лиза" была создана в мастерской Леонардо, возраст холста совпадает, краски типичные для эпохи Леонардо. Ну, одно отличие ставит под сомнение ее подлинность все знаменитые работы Леонардо, "Мадонна с младенцем и святой Анной", "Иоанн Креститель", "Мадонна в скалах", были написаны на дереве, в отличие от Айзелуортской Мона Лизы. Зачем писать на холсте то, что уже изображено на дереве?

В библиотеке Ватикана хранится ценная коллекция Леонардо под названием "Кодекс Урбинос". В своем трактате о живописи Леонардо посвящает целую главу приемам работы с холстом. Он явно изучал, и набивал руку в живописи на холсте, не была ли Айзелуортская Мона Лиза одним из его экспериментов? Рентген картины поможет в этом разобраться.

"Если изучить рентгеновские снимки картин Леонардо и его современников, мы увидим расплывчатость изображения, вызванные наличием свинцовых белил в грунтовом слое и эти свинцовые белила блокирует рентгеновские лучи. Рентгеновский снимок Айзелуортской Моны Лизы дает очень четкое изображение, это означает, что в грунте почти нет свинцовых белил, а ведь Леонардо и его современники практически всегда использовали их для подготовки холста", - Эрнст люкс реставратор.

В своем трактате мастер подробно описывает, как подготовить холст, но не упоминает использование чистых свинцовых белил, какое интересное упущение, но не для человека, стоящего на пороге новых открытий.

рентгеновский снимок Айзелуортской Мона Лизы

рентген снимок Айзелуортской Мона Лизы

Научные исследования говорят о том, что Леонардо использовал разные техники, такое ощущение, что каждая картина написана по-новому. Когда пишут по дереву базовый слой свинцовых белил оживляет цвета, придает им яркость и позволяет создать эффект трехмерного изображения, характерный для Леонардовской "Мона Лиза", но и сам рецепт смешивания красок уже само по себе произведение искусства.

Мастерство и техника нанесения красок Леонардо да Винчи

Исключительное мастерство при работе с масляной глазурью, когда краска наносится очень тонкими слоями, один поверх другого и не смешивается. Ведь если положить краску на слой, который еще не успел высохнуть, можно все испортить.

Техника Леонардо основывалась на тщательной подготовке. Все краски в мастерской должны были отвечать высочайшим требованиям, не каждая шла в работу. Леонардо по особому использовал краски и это может помочь разгадать тайну картин. Ведь мастеру присущ фирменный стиль.

Есть человек, который убежден в том, что нашел разгадку. Физик исследователь Джон Асмус из Калифорнийского университета в Сан-Диего один из немногих искусствоведов, исследовавших обе картины, он полагает, что может идентифицировать руку гения, сравнивая статистические особенности цвета и яркости.

"Когда фальсификатор или просто копировальщики делают копии, зачастую их техники настолько точны, что посторонний, наблюдатель может сказать - это две совершенно идентичные работы. Но если изучить статистику, числовую вариативность, то все различия будут на лицо. Мы сделали цифровые изображения обоих полотен и сравнили количество пикселей, их интенсивность, отклонение от нормы, распределение и думали, что теперь-то сможем с помощью научного подхода подтвердить мнение специалистов относительно этих картин", - Джон Асмус.

Анализируя сканы, пиксель за пикселем Асмус сравнивает потоки света и цвета, определяющие индивидуальность мазков. Результат ошеломил даже его.

Джон Асмус прокомментировал свое исследование: "Мы обнаружили, что гистограммы двух портретов "Мона Лизы" практически идентичны, поменять их местами, и я уже не определю, где какой. Если говорить о конкретных цифрах, то я на 99% уверен, что обе "Мона Лизы" написаны одним художником".

Если результаты правдивы, зачем Леонардо да Винчи дважды писал один и тот же портрет? Ответ можно найти в Риме, где Леонардо совершенствовал свою технику в поздние годы жизни.

"Точно не известно, над чем он работал, какие эксперименты проводил в Бельведере в Риме. Но как художник сам указал в одном примечание, он пытался поймать солнечный свет. Похоже, это несколько подпортило ему репутацию в Риме. Его начали считать кем-то вроде фокусника или шамана".

Многие эксперты считают, что владение приемами игры света, цвета и тени достигло своего апогея, когда Леонардо работал над последней картиной "Иоанном Крестителем". Скорее всего, ее заказал сам Папа римский Лев X, моделью для святого стал Салай друг Леонардо. В наши дни эта работа висит в Лувре, как и две другие картины того же самого периода "Мадонна с младенцем и святой Анной" и "Мона Лиза".

На всех трех полотнах он использовал знаменитую технику сфумато, чтобы показать, как человеческий глаз воспринимает малейшие изменения цвета и света. Леонардо в Риме неустанно экспериментировал с очень тонкими и воздушными слоями лаков, которой он снова и снова накладывал поверх расписанного красками полотна, создавая некое мерцание на подобие миража.

Именно в столице, в Риме последний год пребывания - Леонардо работал, скорее, как алхимик над разработкой этих чрезвычайно тонких красок и лаков. Папа римский Лев X, понтифик из рода Медичи, который тоже проживал в Риме в то самое время, часто пенял Леонардо на то, что тот вечно возится со своими химическими ретортами и пробирками. Делает лаки вместо того, чтобы работать над картиной, на это Леонардо наверняка мог ему ответить, так я и работаю над картиной - ведь это основная часть процесса.

Может и "Мона Лиза" была написана в этот период его художественных поисков. На портрете "Мона Лизы", если приглядеться все безупречно тут все к месту, тени, прозрачность, матовые, краски, художник все держит под контролем, вероятно, это умение пришло к нему в 1503 году после многочисленных экспериментов.

"Мы точно знаем, что он закончил картину в многослойной технике, мы абсолютно уверены, что он писал свою знаменитую картину "Иоанн Креститель" в той же самой технике и примерно в то же время, поэтому существует гипотеза, что "Мона Лиза" была завершена в тот же период, что и "Иоанн Креститель", - Паскаль Код инженер.

На портрете" Мона Лиза" из Лувра ученые насчитали 30 слоев краски их так много, что невооруженный глаз не в состоянии различить отдельные мазки. Может Леонардо решил опробовать новую технику на старой картине, которую он давно забросил. Вероятно, он воспринимал оригинал как неудачный эксперимент на холсте, теперь он мог изобразить флорентийскую женщину во всем великолепии, используя последние художественные решения.

Сходство между двумя портретами "Моны Лизы", очевидно. Однако Айзелуортская Мона Лиза больше по размеру, ее рама шире.

Мона Лиза и Айзелуортская Мона Лиза сравнение

"Мона Лиза" и Айзелуортская Мона Лиза - размеры картин

Но если сравнить масштаб, то фигуры окажутся одного размера с одинаковыми пропорциями, и главное различие двух работ состоит даже не в видимом образе, а сохранности. В отличие от своего двойника из Лувра, Айзелуортская Мона Лиза почти не пострадала от времени.

"Что необычного в этой работе - ее почти идеальное состояние, тут видны лишь небольшие отслоения краски, минимальная ретушь и никаких дефектов на поверхности живописи. Все картины, которые мне доводилось изучать и реставрировать, выглядят иначе, время наложило на них свой отпечаток. По моему мнению, этой картине никак не может быть пять сотен лет", - реставратор Эрнст Люкс.

Трудно предположить, что Айзелуортская Мона Лиза 500 лет хранилась в безупречных условиях и оставалась неизвестна миру. Пока не попала к Хью Блейкеру, причем в тот момент, когда из Лувра исчезла "Мона Лиза".

"Прежде чем приписать эту работу кисти Леонардо, следует найти объяснения множеством моментов, самое простое предположение заключается в том, что картину создал не он", - Эрнст Люкс реставратор.

Другие ученые уверяют, что Леонардо написал оба этих портрета, все говорит о том, что картины были написаны одним художником в одной манере и одинаковой технике. Одни считают, что загадка "Мона Лизы" разгадана, другие думают, что для полной убедительности доказательств недостаточно.

Даже самые последние достижения науки не в силах перехитрить гения. Будь он шутником или сверходаренным человеком, видимо, "Мона Лиза" никогда не раскроет свои тайны. В наше время ни одно исследование или серии исследований, ни один ученый или группа экспертов не могут достоверно установить авторство того или иного произведения искусства.

Источник

Получить консультацию
Яндекс.Метрика