Система оздоровления академика Амосова - гениального хирурга
"Ни в коем случае не спешите скорее стать здоровым!"
Николай Михайлович Амосов
Об этом враче я слышала еще с детства. О нем печатали в советских журналах, а мой отец, увлекавшийся оздоровлением, применял рекомендации Амосова на собственной практике.
Знакомьтесь:
Уверена, что биография этого удивительного человека заслуживает отдельного параграфа и читательского внимания.
История жизни Амосова
Родившийся в простой крестьянской семье в 1913, Николай с детства видел перед собой достойный пример: мать его работала акушеркой, и несмотря на крайнюю нужду, никогда не принимала подарков от благодарных пациенток. Отец Николая был захвачен в плен еще в Первую мировую войну, откуда так и не вернулся.
В юности Николай одновременно учился в 2 высших учебных заведениях: Заочном индустриальном институте и Архангельском медицинском. Оба вуза Амосов окончил с отличием (в 1940-м и 1939-м году соответственно)! И впоследствии инженерное образование не раз оказалось для будущего академика замечательным подспорьем: например, помогло разработать модель по имплантации полушаровых протезов клапанов сердца для пациентов с маленьким левым желудочком (шаровые протезы туда физически невозможно вшить).
Великую Отечественную войну Амосов провел в передвижном полевом госпитале. За этот период через руки Николая Михайловича прошло 40000 раненых, а также врачом было проведено примерно 4000 операций в достаточно сложных условиях.
Главной задачей во время войны Амосов ставил спасение каждого раненого. Тогда не было ни качественных обезболивающих препаратов (а чаще всего не было вообще ничего), ни какого-либо современного оборудования. Поэтому Николай, пользуясь своим двойным блестящим образованием, сам изобретал способы, которые значительно снизили смертность среди раненых.
После войны Амосов работал главным хирургом в Брянске и области. Там он снова смог делать операции, в том числе - резекцию легких при раке и туберкулезе. Разработал собственную методику и написал на эту тему докторскую. После чего талантливого врача пригласили в Киев, где он возглавил Клинику торакальной хирургии.
В 1957 году Амосов ездил на международный хирургический конгресс в Мексике. И там Николай Михайлович был впечатлен аппаратом искусственного кровообращения. Будучи человеком, страстно увлеченным своим делом, Амосов сразу представил, какие широкие возможности такой аппарат дал бы для сердечно-сосудистой хирургии. И решил во что бы то ни стало разработать нечто подобное в своей стране.
Используя свой инженерный опыт, Николай Михайлович всего за неделю смог составить чертеж. Еще через 2 месяца аппарат был изготовлен. Он был опробован на собаке, а затем во время операций у практически безнадежно больных. К сожалению, первые две операции хоть и прошли успешно, но пациенты не выжили.
Однако в 1960-м году была проведена третья операция, и больной выздоровел. Это положило начало новой эпохе: отныне врожденный порок сердца и другие патологии сердечно-сосудистой системы перестали считаться смертельными диагнозами. И начались операции на сердце.
В 1963 году провел операцию по протезированию митрального клапана сердца - это был первый успешный опыт в СССР.
Популярность Амосова росла не только на территории Союза, но и в других странах. Одаренного хирурга приглашали на международные конгрессы, его книги переводили на разные языки. В частности, книга "Мысли и сердце" была очень горячо встречена в США в 1969 году.
В 1983 клинику, в которой работал Николай Михайлович, преобразовали в Институт сердечной и сосудистой хирургии. И начался сложный период для Амосова: помимо своих прямых обязанностей (практикующего хирурга и заведующего) ему пришлось заниматься хозяйственной директорской деятельностью. Напряженная жизнь серьезно отразилась на здоровье врача: в 1986-м ему вшили кардиостимулятор.
Чем дальше, тем сильнее Амосов чувствовал: здоровье "сдает". В 1988 он добровольно отказался от почетного поста директора института. Несмотря на то, что отдал этому заведению 36 лет своей жизни.
В 1992 Николай Михайлович принял решение о прекращении хирургической практики на операциях. Потому что в силу своего пошатнувшегося здоровья боялся совершить ошибку и навредить пациенту.
В 1998 году Амосов перенес сложную операцию в Германии, где профессор Кёрфер вшил Николаю Михайловичу биологический аортальный клапан и наложил 2 шунта на коронарные артерии.
Казалось бы, после таких вмешательств человек должен сдаться. На тот момент Амосову было 85 лет. Но именно сложившаяся жизненная ситуация и мотивировала Николая Михайловича вплотную заняться вопросами оздоровления и омоложения.
Так он разработал собственную систему и проводил эксперимент на себе. В первые же 6 месяцев академик по ощущениям помолодел на 10 лет, самочувствие значительно улучшилось, а давление вернулось к норме.
В течение 4 лет Николай Михайлович занимался укреплением здоровья, развивал мышцы. Однако больное сердце все равно дало о себе знать. И в возрасте 89 лет Амосов ушел из жизни, оставив после себя бесценный опыт торакальной хирургии и уникальную систему оздоровления. До последнего дня этот врач сохранял ясность ума, бодрость и жизнерадостность.
Система омоложения и оздоровления академика Амосова
Она основана на 3 китах:
✅ Пищевой рацион.
В первую очередь - минимальный объем жиров. И обязательно нужно есть 300 г овощей и фруктов каждый день. Здоровая масса тела, по мнению Амосова, это рост минус 100. То есть если ваш рост - 170 см, то вес не должен превышать 70 кг.
По поводу формулы здорового веса - это дискуссионный вопрос. В частности, многое зависит от типа конституции. Например, если бы я при весе 160 см весила 60 кг, то была бы похожа на тюленя. Я в роддом-то приезжала с весом 60 кг, в 9 полных месяцев беременности. Для моего типа конституции формула здорового веса - это рост минус 110. Т.е. должна весить не более 50 кг. И по примеру окружающих меня людей нахожу подтверждение этой цифре среди женщин.
К слову, сам Амосов при росте в 168 см удерживал вес на отметке 54 кг! Однако, глядя на его фотографии, сердце невольно сжимается: такой "сухонький". Мое мнение: мужчине все-таки лучше придерживаться формулы самого же Амосова, то есть рост минус 100.
Как и Микулин, Амосов питался очень маленькими порциями. Он никогда не брал завтрак на работу. И даже после утомительной операции выпивал лишь чашку чая и съедал 2 яблока.
На завтрак Николай Михайлович съедал 300 г свежих овощей, 2 картофелины и чашку кофе с молоком. Вместо картофеля иногда ел хлеб.
Полноценный обед у Амосова бывал редко - особенности его работы хирургом. Но если удавалось, то это был овощной салат, суп, второе блюдо без жиров и хлеба, чай или сок/кефир. Объем мяса на обед - минимальный.
На ужин Николай Михайлович съедал порцию творога и пил чай вприкуску с сахаром, а также позволял себе хлеб с сыром.
Всегда ел фрукты по сезону, отказывался от жареной пищи, не ел жирные блюда, по минимуму использовал соль.
Амосов, как и Микулин, справедливо полагал:
Невозможно не располнеть, если питаться досыта вкусной пищей.
Переедание и здоровье, действительно, несовместимы. Академик говорил, что из-за стола нужно вставать полуголодным. А если вас потянуло после еды в сон, то вы серьезно переели - нужно значительно уменьшать порцию.
Как практикующий хирург, в том числе имевший опыт общей хирургии (особенно в военный период), Амосов не понаслышке знал о том, какой у человека "изрядный кишечник" (термин академика из книги). Врач приводит пример, как удалил одному парню 5,5 м кишечника. Остался только метр тонкой кишки и 1/5 часть толстой. Однако даже при таком раскладе парень выжил и научился питаться.
Амосов приводит и другие примеры. Он утверждает, что современное мнение о том, якобы наш пищеварительный канал - нежная конструкция, не более чем миф! Долгое время было принято считать, что человеческому организму нужна более рафинированная пища, нежели другим живым существам. И что при употреблении грубой пищи мы получим колит, гастрит, энтерит и прочие недуги ЖКТ. На самом же деле для постоянной тренировки кишечника (для перистальтики) жизненно необходимо ежедневно включать в рацион необработанную пищу: те же сырые овощи. Естественно, вымытые.
Интересными мне показались и рассуждения Амосова по поводу "лечебных голоданий", "сыроядения" и прочих веяний, которые становились модными еще при жизни академика. Везде он подошел с объективной точки зрения. Но это - обширная тема, и в рамках одной статьи я вряд ли смогу раскрыть все утверждения.
Глядя на рацион Николая Михайловича, сложно назвать такое питание рациональным. Особенно с учетом тех нагрузок, рабочих и физических с помощью гимнастики, которые Амосов брал на себя. Однако привычка есть меньше - полезнее, чем обжорство.
✅ Физкультура.
Или, как мы говорим сейчас, физическая активность.
Амосов справедливо полагал, что современному человеку "для приличного здоровья нужно заниматься по часу в день". По мнению академика мы практически не напрягаемся физически. Поэтому каждому из нас нужны 20-30 минут гимнастики (это около 1000 движений), а дополнительно - ходьба быстрым шагом по дороге на работу и обратно, по 1 километру минимум.
✅ Умение управлять психикой.
Или, как говорил Амосов, "учитесь властвовать собой".
Николай Михайлович впервые поверил в силы своего организма после того, как с помощью гимнастики в 80-х годах избавился от болей в позвоночнике. И полагал, что всегда можно добиться желаемого, если сосредоточиться на цели и неуклонно двигаться в ее направлении.
Как кардиохирург Амосов очень хорошо знал, к каким последствиям для сердечно-сосудистой системы приводят всплески наших эмоций. Резкий выброс адреналина буквально сжигает организм изнутри. Академик рекомендовал справляться со стрессом с помощью физкультуры: физические нагрузки уничтожают остатки адреналина, расслабляют сосуды от спазмов.
Физическая активность по Амосову
Николай Михайлович не уставал повторять, что самое важное правило любой тренировки - это ПОСТЕПЕННОЕ наращивание объема и длительности нагрузок. При этом темп наращивания выбирается с "перестраховкой", ориентируясь на самые слабые свои органы.
Амосов, как кардиохирург, рекомендовал в первую очередь тренировать сердечно-сосудистую систему. При этом объяснял, что сердце получает нагрузки при ЛЮБЫХ занятиях физкультурой. Важно только планомерно добавлять время и длительность нагрузок.
Предварительно Амосов предлагает проверить степень своей тренированности, обратив внимание на работу сердечно-сосудистой и дыхательной системы. Как это сделать:
- Измерьте свой пульс в состоянии покоя.
Отличный результат, когда у мужчины эта цифра - ниже 50 ударов в минуту, а у женщины - ниже 55.
Хороший результат: 65 для мужчин и 70 для женщин.
65-75 (м) и 70-80 (ж) - посредственно.
Выше 75 (м) и 80 (м) - плохо.
- Теперь поднимитесь спокойным шагом по лестнице вверх на 4 этаж и снова сосчитайте пульс. Ниже 100 ударов в минуту - замечательно, ниже 120 - хорошо, ниже 140 - посредственно, выше 140 - плохо. При пульсе выше 140 дальнейшую проверку уже проводить не нужно.
- Теперь поднимитесь на шестой этаж за 2 минуты. Проверьте пульс. При цифре выше 140 дальнейшие испытания не проводите.
Другие способы проверки исходной тренированности:
- Проба с приседаниями. Измерьте пульс в состоянии покоя. Теперь сделайте 20 медленных приседаний с прямым корпусом, руки поднимаются вперед. Проверьте пульс сразу после нагрузки. Если количество ударов выросло на 25% и меньше - отлично, если в пределах 25-50% - хорошо, 50-75% - удовлетворительно, более 75% - плохо.
- Проба с подскоками. Руки на поясе. В течение 30 секунд выполните 60 маленьких подскоков. Достаточно подпрыгивать над полом на 5-6 см. Проверьте пульс в соответствии с теми же показателями, как в пробе с приседаниями.
❗️Проба с подскоками актуальна для проверки работы сердца у молодых людей и спортсменов. Поэтому рассчитывайте свои возможности!
Уверена, что многие из моих читателей уже провели проверку.) Я в том числе