Танцевальная маска тайного общества Геледе. Раскрашенное дерево, высота 78,5 см. Народ йоруба, Нигерия, Западная Африка. Происхождение: коллекция Ральфа Бензигера, Цюрих, Швейцария.
В отличие от большинства тайных обществ народа йоруба, которые обычно служили поклонению предкам, общество Геледе, в первую очередь, было посвящено светским силам, в основном тем, что связаны с женщинами. Праздники Геледе в честь «матерей» ежегодно проводились на центральной рыночной площади — территории женщин — в их честь и для сохранения плодовитости общества.
В данной маске показана Иянла, «Великая мать» или также «Королева ведьм». По представлениям йоруба, ведьмы могут превращаться во всевозможных птиц и в таком виде наблюдать за людьми и лишать их жизненных сил. Поэтому их еще называют «двутелыми», что особенно заметно в этой маске: затылок плавно переходит в резную птичью голову.
У йоруба существуют тайные союзы – закрытые организации культового характера. Таковыми, например, являются тайные общества Огбони, Геледе, Эгунгун, Оро и другие.
Геледе – одно из могущественных тайных обществ йоруба в Экваториальной Африке, членами которого являются мужчины, а во главе обычно стоит женщина – ийяляше, обладающая большой властью и принимающая участие в церемонии возведения на престол нового правителя. В далеком прошлом целью ритуальных церемоний геледе были умилостивительные обряды, посвященные женщинам – «Великим Матерям», или адже, которые рассматривались как потенциальные колдуньи.
Цель танцев Геледе — «умиротворение колдуний», так говорит каждый танцор Геледе. Во главе общества стоят женщины, однако, все танцоры — мужчины. Они называют Геледе «секретом женщин». «Мы, мужчины, — говорят они, — просто их рабы. Мы танцуем, чтобы умиротворить наших "матерей", колдуний. Колдуньи могут убивать во тьме, и от их могущества нет защиты, потому что бог дал им разрешение убивать. Бог не возражает против убийства, потому что за каждого умершего мужчину он может создать нового».
Общество Геледе и все связанные с ним ритуальные церемонии – это отдаленные пережитки матриархата, выражение и осознание чувства «вины», которое испытывают мужчины при переходе от материнского к отцовскому роду. Это своего рода «компенсация», которую мужчины «платят» женщинам за утраченное могущество, утраченное социальное и даже политическое положение.