Всемирный Клубъ-Музей-Лекторий "Маски, Лики, Фигуры и энергоартефакты мира"

Воздушные подвиги в небе Углича

Музею истории Углича 31 июля исполнилось 25 лет. За эти годы музей, возглавляемый и опытным краеведом Алексеем Кулагиным, внёс уникальный вклад в изучение военной истории города.

О таких энтузиастах, как Алексей Викторович, без преувеличения можно сказать: «Он вкладывает всю душу в любимое дело». Музей истории Углича – самый старый из частных музеев Углича. Прежде всего, это исследовательская организация, вся работа которой направлена на выявление новых фактов истории и знакомство с ними посетителей.

– Первое наше исследование, – вспоминает Алексей Викторович, – было проведено в 1983 году. Это был анализ сплава угличского ссыльного колокола, который сейчас хранится в церкви царевича Димитрия «на крови». В результате этой экспертизы мы доказали подлинность колокола и развеяли все сомнения по этому поводу.

Позднее были и другие исследовательские работы, в ходе которых Алексей Кулагин понял, что во времена Великой Отечественной войны в Угличском районе проходили события значительного характера. Практически никто этого не осознавал, все привыкли считать, что в Угличе был глубокий спокойный тыл. Однако это далеко не так, в действительности здесь проходили серьёзные воздушные бои.

– Мы занялись поисками и раскопками, – говорит исследователь. – Наша группа была небольшая и состояла из добровольцев, которые изучали весь Угличский район. Сначала мы нашли небольшие фрагменты немецкого самолета, потом более крупные детали. В результате образовался целый архив из разного рода документов, писем и просто записей лётчиков. В Угличском филиале государственного архива Ярославской области сейчас для нас создан собственный номерной фонд. По решению специальной комиссии, он определен как «особо ценный», так как материал, который мы собрали, не только интересный, но и уникальный.

Во время Великой Отечественной войны в Угличском районе происходило много различных событий. Здесь стояли воинские части, содержались немецкие военнопленные, находилось девять госпиталей. Исследовательской группой под руководством Алексея Кулагина было установлено, что во время войны в небе над Угличской землей попали в авиакатастрофы 37 военных самолетов: семь из них – немецкие, остальные – наши. На сегодняшний день добровольцы нашли обломки 12 самолётов. Найденные куски маленькие, но, тем не менее, они многое поведали.

– О некоторых самолётах мы узнали из документов, о других рассказали люди, – продолжает свой рассказ Алексей Викторович. – Были и такие находки, о происхождении которых никто ничего не знал, и только потом удавалось выяснить их историю. К примеру, за селом Чурьяковым во время войны упали два самолёта. Первый был английский, а второй – мы не знали, чей. Предполагали, что немецкий, оказался – наш. Было сложно разыскать свидетелей события. Потом, к счастью, нашлась бабушка, которая рассказала: «Он прямо над моим домом пролетел и как грохнулся! Но все пилоты выжили. Они потом целую неделю своё спасение отмечали!» Самолёт падал с боеприпасами, мог запросто взорваться. Но пилотам повезло, и они остались живы. После упавший самолёт местные жители начали растаскивать по кускам – вот эти куски мы и стали находить.

Исследователи обнаруживали обломки самолётов разного происхождения – советских, немецких и английских марок. Именно тогда Алексей Викторович решил продолжить изучение найденных обломков с точки зрения их химического состава. Эта идея зародилась у него ещё при изучении угличского колокола.

– Совместно с Московским институтом стали и сплавов, – говорит он, – мы провели химический металлографический анализ обломков. Эти исследования до сих пор актуальны, но в справочниках их найти еще сложно, по причине того что когда-то материалы такого рода были засекречены. Сейчас распространено одно заблуждение – многие считают, что у немцев все было очень хорошо: и вооружение, и обмундирование… А проведенные исследования показали, что это «хорошо» у них не сразу появилось, все эти технологии были подарены нашими инженерами. Это произошло, когда был подписан знаменитый пакт Сталина-Риббентропа . Мы им подарили технологии, а они нам – готовую технику. И это был огромный шаг в деле разведки. Теперь можно было предполагать, как дальше пойдет развитие техники обеих сторон.

Да, Германия была сильнейшая страна. Какими героическими усилиями её победил наш народ, и показывают дальнейшие исследования. Например, в Ярославской области было совершено шесть воздушных таранов. Три из них – в нашем Угличском районе.

– Когда я это рассказываю об этом иностранцам, – признаётся Алексей Кулагин, – они спрашивают: «Лётчики – самоубийцы, что ли?» На самом деле всё не так, 90% летчиков оставались живы. Тогда говорили: «Таран – это оружие героя!» Таран совершался от безысходности, это был последний шаг, который мог закончиться для пилота смертью. Это был единственный выход, когда боеприпасы уже закончились, а врага пропустить к ярославским заводам ни в коем случае нельзя. Из этих троих лётчиков-героев один погиб – это Сергей Степанович Пичугин. Его самолёт упал в районе села Заозерье. Самого Сергея Степановича приставили к званию Героя Советского Союза. Он похоронен в Ярославле на кладбище Туговой горы. Ещё один лётчик, героически совершивший таран, – старший сержант Истребительного авиаполка № 959 Иван Фёдорович Ушкалов. Мы нашли обломки только немецкого самолета, а нашего, к сожалению, – нет. Но Иван Фёдорович выжил и написал целых 600 страниц воспоминаний. К несчастью, они не сохранились до наших дней. У нас в музее есть лишь копия одной страницы, которую нам предоставил его приёмный сын. И всё равно, это бесценные сведения. Третий подвиг совершил сержант Истребительного авиаполка № 439 Хизрим Мурзаевич Кадыров, дагестанец. Его жизненная история очень интересна: он женился на русской девушке, телеграфистке из Ярославля. Когда он пришёл к матери девушки просить разрешение на замужество, та отказала, а своей дочери объяснила решение так: «Пойми, он – лётчик, это опасно. Он улетит и может больше никогда не вернуться». На что он ответил своей любимой: «Если ты за меня выйдешь замуж, я вернусь!» И он действительно вернулся, они поженились и прожили вместе долгую жизнь, и умер он, кстати, позже жены. Годом позднее он совершает еще один подвиг. 8 мая 1944 года над Чурьяковом он тоже таранил немецкий самолёт. За годы войны это был последний таран в Угличском районе. Самолёт Кадырова был повреждён, а сам он при приземлении ударился головой о приборную доску. По рассказам его внука, у деда на лбу на всю жизнь остался шрам, и постоянно болела голова.

Ещё об одном случае, явно говорящем о героизме и мастерстве русской авиации, рассказал директор музея. У нас в Ярославской области базировались полки авиации дальнего действия. Их силами в августе 1941 года, когда основные силы немцев подбирались к Москве, наша авиация в обход бомбила Берлин. Поэтому Гитлер был просто вне себя от ярости. Он строжайше приказал никому не говорить, что столицу «великой Германии» бомбили именно советские самолёты. В Германии было объявлено, что самолёты американские. Но очевидцы заметили большие пятиконечные звезды на крыльях бомбардировщиков. Фактов из истории не выкинешь!

Патриотизм для Алексея Кулагина – это не просто красивые слова, а конкретный ежедневный труд, вкладываемый в изучение истории Родины, и знакомство с историей, такое необходимое для молодёжи. По заслуженному праву Алексея Викторовича можно назвать настоящим патриотом России. Узнавая славное прошлое своей страны, начинаешь гордиться Родиной, гордиться тем, что твои предки были настоящими Героями.

Виолетта ЛЮБИНЕЦКАЯ. Угличская газета

Источник

Получить консультацию
Яндекс.Метрика
Сайт не оплачен Изображение
Сайт временно не обслуживается за неуплату
Если вы владелец сайта, свяжитесь с разработчиком для возобновления его работы
Связаться с поддержкой