Всемирный Клубъ-Музей-Лекторий "Маски, Лики, Фигуры и энергоартефакты мира"

МАСКА ЧИТИПАТИ 

МАСКА ЧИТИПАТИ 

Маска персонажа буддийской мистерии Цам в виде черепа – Читипати или Хозяина кладбищ. Расписанное папье-маше, лак, текстиль. 35,6 х 39,4 х 17,8 см. XIX - начало XX вв. Бутан. Южная Азия. Cavin-Morris’s gallery, New York, USA. 

Снимок экрана 2023-10-30 в 14.31.50

«Владыка кладбищ» (санскр. Читипати, тибет. Дур-бдаг, бурятск. Хохимой или Хохимай) – это персонаж в маске, изображающей череп. Костюм персонажа, носящего эту маску, как правило, расписан под скелет. 
Чаще всего Владыка кладбищ (хохимой) выступает парой, как это и предписано по легенде. В Непале Владыка кладбищ называется Руй-ранг ("Хозяин костей"). В Цаме Владыки кладбищ появляются в начале мистерии и после пляски Белого старца и считаются спутниками бога смерти Ямараджи. 
По легенде, пара божеств Читипати когда-то были супругами, медитировавшими ночью на кладбище; там их застали разбойники, которые были голодны. Они стали срезать мясо с аскетов и поедать его. Когда же супруги окончили свою медитацию, они обнаружили, что от них остались одни скелеты. Преступники были наказаны, а Читипати с тех пор – одни из покровителей суровых медитаций. 
Ритуальная пляска Читипати символизировала смерть человека в прежнем качестве и возрождение его в новом преображенном облике. Либо, согласно другим источникам, Владыка кладбищ олицетворяет представление о промежуточном состоянии между смертью и новым рождением (бардо).

Снимок экрана 2023-10-30 в 14.31.36

Цам (с монгольского; тибетское «Чам»; бурятское «Сам») — торжественное религиозное служение, совершаемое ежегодно на открытом воздухе в буддийских монастырях (дацанах) Бурятии, Калмыкии, Монголии, Непала и Тибета. По одной из версий, происходит от древних шаманских практик. Был включён в буддийский комплекс. В Монголии и Забайкалье Цам стал одной из основных буддистских религиозных мистерий. 
«Цам» - монгольское произношение тибетского слова «Чам» ("Tsam"), означающего в переводе «танец» или точнее «танец богов». 
Монастырский Цам может не быть приурочен к историческому событию или определённому дню; во многих монастырях он совершается тогда, когда впервые был введён. В дацанах Бурятии Цам проводился в летние праздники. 
Цель мистерии – показать присутствие божества на земле и отдалить злых духов (шимнусов) от последователей Будды. Главная задача мистерии Цам – распространение блага для местности, где она проводится. 

Источник 

Получить консультацию
Яндекс.Метрика