МАСКА КОРОЛЯ МБУЭМБУ
Бронзовая маска «Короля висячих щек» Мбуэмбу. Латунь. Высота 26 см. (10 ¼ дюйма). Народ бамум. Конец XIX – начало XX века. Регион Грассфилдс (Grassfields), Королевство Бамум, Камерун, Центральная Африка. Музей Портленда, США.
Литейщик из Камеруна, живший на рубеже XIX–XX веков и сделавший эту латунную маску, пользовался большим уважением из-за своих специальных знаний и потому, что его искусство было необходимо для сильного королевства. Тот, кто умел манипулировать огнем и воздухом для создания металлических предметов, как это делал этот неизвестный художник, считался очень могущественным человеком. Металлические предметы отмечали высокий статус королевских заказчиков, что означало богатство и власть для искусного и художественного мастера. Сегодня в этом же районе Африки литейщики по металлу сохраняют технические навыки, открытые их предками, производя литые металлические предметы, которые в основном продаются на зарубежные рынки.
В Камерунском регионе Грассфилдс маски вырезают из дерева, делают из ткани, покрывают бисером или отливают из металла. Когда танцоры носят эти маски, они полностью скрыты. Танцоры трансформируются, разыгрывая роли, на которые влияют образы, созданные данными масками. Посредством маскарадов, включающих музыку, жесты, костюмы и слова, танцоры развлекают и передают культурные идеи социального, политического и духовного значения.
Говорят, что большие металлические маски для лица были впервые изготовлены в Грассфилдс в начале 1800-х годов. Король Мбуэмбуэ (hm-BOM-bo) из Королевства Бамум (bah-MOOM) приказал использовать металлические маски для защиты своих воинов и ослепления лошадей захватчиков во время битвы. В солнечном климате африканских лугов Камеруна блестящие металлические маски, вероятно, посылали жуткие отражения в сторону приближающихся вражеских лошадей и сбивали их с толку.
Король Мбуэмбуе был успешным военачальником, который победоносно расширил свое королевство и создал единое политическое царство. Он правил африканским королевством Бамум примерно с 1810 по 1845 годы. При правлении Мбуэмбу каждый гражданин Бамума, независимо от его социального происхождения, стал жить лучше и богаче. Говорят, что ни один другой король Бамума не может сравниться с Мбуэмбу. Он был героем и легендой, которого иногда называли «Королем висячих щек». Его образ, ставший символом процветания и стабильности, изображен на многих масках Бамума.
Эта бронзовая маска с «висячими щеками» представляет собой изображение легендарного короля Мбуэмбуе. Аккуратно ухоженная борода и подпиленные центральные зубы указывают на человека высокого ранга в обществе. На самом деле маска неполная. В отверстиях над лбом могли быть прикреплены головные уборы из перьев или рафии, что придавало дополнительный драматизм танцору или воину, носившему эту маску.
Рассматриваемую нами маску художник отлил методом выплавляемого воска в результате процесса, используемого в Западной Африке в течение сотен лет. Для этого литейщик сначала вылеплял маску из воска. Затем её засыпали глиной, смешанной с травами и навозом животных. Когда глина высыхала, под ней образовывалась форма восковой модели. Затем вся модель из воска и глины была помещена в большую глиняную форму, к которой над маской была прикреплена глиняная камера, заполненная кусками металла. Когда форма нагревалась, воск сначала плавился и впитывался в окружающее ее пористое глиняное тело, оставляя в глине пустое пространство. Наконец металл в камере над моделью становился достаточно горячим, чтобы перейти в жидкое состояние. Художник снимал форму с огня и переворачивал её так, чтобы расплавленный металл заполнил пустое пространство (оставленное расплавленным или «потерянным воском»), и оставлял форму остывать.