Всемирный Клубъ-Музей-Лекторий "Маски, Лики, Фигуры и энергоартефакты мира"

Тюркская маска Тао-тэ

Тюркская маска Тао-тэ [1]. Тао-тье, Тао-те – tāotiè - с кит. – «обжора», изображение чудовища, встречающаяся в орнаментах бронзовых изделиях на территории династий Шан (1600 - 1027 гг. до н.э.) и Чжоу (1045 – 221 гг. до н.э.). Обращает на себя внимание, что данный «китайский» символ имеет широкое распространение среди предметов культа и в архитектуре не только в Центральной Азии, но в тех частях света, где когда-то обитали (или обитают) Тюрки: Центральной Америке, Месопотамии, в средневековой Европе, многократно в Корее и в Японии. По смыслу Тао-тэ – «обжора», «пожиратель», «людоед» и «дракон» сопоставим с алтайским чудовищем Мангысом, с шорским Чельбегенем, якутским Алаа-Могус, киргизским Желмогус и др. Тао тэ – демон высшего мрака, лик бога, который одновременно убивает и животворит. Тао-тэ чаще изображался как чудовище дракон с раскрытой оскаленной пастью с большими клыками, с раздутыми ноздрями, огромными круглыми выпученными глазами, большими ушами, мощными надбровными дугами и крупными разветвленными рогами обычно изогнутыми в затейливые спиралеобразные изгибы. 

Снимок экрана 2023-12-01 в 10.45.52

Археолог-востоковед В.Е. Ларичев называет прототипом масок Тао-тэ изображения морд хищников в окуневском искусстве. Окуневское искусство (тазминская культура нач. 3 тыс. до н.э. по Л.Р.Кызласову; родственна каракольскому искусству Горного Алтая 2 тыс. до н.э. по В.Д.Кубареву) имеет прямые параллели в культуре и религиозных представлениях тюркских народов [2]. 

Маска Тао-тэ была очень популярна в скифской культуре Сибири. На скифских кинжалах 7-го – первой пол. 5-го вв. до н.э. встречалось перекрестье в виде Тао-тэ. Личины Тао-тэ обычны среди пазырыкских древностей, где в деревянной пластике аналогичны «китайским» личинам Тао-тэ 1 тыс. до н.э.. Например, это находки деревянных изображений Тао-тэ из катандинского кургана (около с. Катанды у подножия горы Белухи) объединившие в себе художественное мастерство хуннского, сарматского, скифского и тунгусского искусства. По мнению археолога и историка скифской культуры Г.И. Боровка иконографический образ Тао-тэ на бронзовых китайских сосудах происходит от изображений распространенных среди скифоидных культур. Он также считает, что схема маски (в том числе и рога) Тао-тэ на ритуальных сосудах эпохи Чжоу также продолжает аналогичные скифские образцы. То обстоятельство, что среди других произведений скифского звериного стиля эти изображения находят много параллелей, а для искусства Китая они, на взгляд Г.И. Боровка, менее характерны, по его мнению, не позволяет связывать их происхождение с Китаем. 

Символика Тао-тэ встречается на бронзовых артефактах из Минусинской котловины, относимых к таштыкскому периоду (2 в. до н.э. – 5 в н.э., таштыкская культура генетически – кыргызская культура). В 8 км от Абакана были найдены развалины дворца, на бронзовых ручках дверей которого красовались личины Тао-тэ. Лица чудовищ имели звериные уши и бычьи рога. По бокам их обрамляли волосы. У всех личин изображены длинные завитые в кольца усы. Несмотря на то, что нижняя часть — подбородок и нижние зубы,— изображены не были, художник мастерски передал звериный оскал верхних редких клыкастых зубов. Глаза в глубоких глазницах смотрят прямо вперед. Замечательно моделирован нос — высокий с горбинкой, с широко раскрытыми ноздрями. В нем укреплено бронзовое кольцо — ручка двери. Между рогами у масок изображены три сложных спиральных узора, очевидно, передающих какой-то головной убор. Технически, маски выполнены с большим мастерством, несмотря на свои значительные размеры. Изображения отличаются большой реалистичностью и высоким мастерством почти портретной скульптуры. Историк, археолог С.В. Киселев говорит о местном, южно-сибирском минусинском происхождении масок.

Тао-тэ была обнаружена и на татуировке таштыкской мумии (на лопатках и плечах спереди мужчины) из могильника Оглахты-VI (в Минусинской котловине) относящемуся ко 2-й половине 3 — начала 4 вв. н.э.. Образ Тао-тэ на оглахтинской татуировке древнего Тюрка был для него значим и понятен, как пишет историк, археолог Панкова С.В. «примеры из этнографии указывают на высокую степень консерватизма татуированных рисунков, когда в них едва ли допускалось включение малознакомого или чужеродного образа».

Археолог, этнолог С. И. Руденко сообщает о влиянии хуннской культуры на культуру Китая: «О происхождении ханьского тао-тье писалось много. Высказывались различные мнения, в частности, о западном происхождении этого мотива. Сопоставлялся он с греческим Горгоном, алтайскими изображениями голов тигра скифского времени. Однако ближайшей аналогией наиболее реалистическим китайским изображениям тао-тье являются, на мой взгляд, … тигровые головы из Ноин-Улы. Чтобы в этом убедиться, достаточно сопоставить бронзовое изображение ханьского тао-тье, … с ноинулинской головой тигра впрямь, особенно в том её варианте, где она представлена с открытой пастью. Следует обратить внимание на трактовку носа, бровей, слившихся с ушами, ряд зубчатых зубов на нижней челюсти, трактовку передних лап тао-тье и тигровых голов в целом. Последующее развитие мотива тигровой головы в ноинулинском её варианте можно видеть на шёлковой ткани ханьского времени из Лу-лана. В свете этих сопоставлений наиболее вероятным будет происхождение мотива тао-тье в китайском искусстве из более знакомого им искусства центральноазиатских охотников-скотоводов, какими были и хунны» […] «Влияние северо-западных полукочевых народов отразилось и в китайском изобразительном искусстве. В частности, я имею в виду хуннскую трактовку тигра, одного из прототипов китайского тао-тье, крылатых волков, козлов и лошадей, наконец, своеобразного «орлиного грифона» — фантастического животного с телом крылатого льва и головой феникса». 

Снимок экрана 2023-12-01 в 10.46.09

Итак, суммируя все вышеперечисленное, получается, что изображение хищника или фантастического животного, или демона с характерными иконографическими особенностями маски Тао-тэ не только присуще сибирскому древнейшему Тюркскому искусству во все его указанные периоды от тазминской культуры до скифов и хуннов, но и древнее китайского.

Примечания:
1. См. о Тао-тэ ниже  http://vk.com/club89459061?w=wall-89459061_258
2. См. статью «Тазминский волк: тюрки – Сибирь - Европа».

Некоторая литература:
- Генон Р. Символы священной науки.
- Киселёв С.В. Древняя история Южной Сибири // МИА № 9. М.-Л.: 1949. 
- Ожередов Ю.И. К истории храмового комплекса Шар-Сум в Западной Монголии // Мир Евразии, № 2 (5), 2009.
- Панкова С.В. Китайские прототипы сибирских изображений раннеташтыкского времени
// Алтае-Саянская горная страна и история освоения её кочевниками. Барнаул: 2007.
- Панкова С.В. Новые образы таштыкского искусства и их параллели // Археология Южной Сибири: идеи, методы, открытия // Сборник докладов международной научной конференции, посвящённой 100-летию со дня рождения С.В. Киселёва, г. Минусинск. Красноярск: 2005.
- Руденко С.И. Культура хуннов и Ноинулинские курганы // М.-Л.: 1962.
- Фролов Я.В. Интерпретация изображений на двух костяных пластинах из погребений раннего железного века Верхнего Приобья. 
- Фролов Я.В., Чекрыжова О.И. Изображение головы фантастического хищника из кургана 1 могильника Михайловский VI и его параллели в искусстве народов Азии.

Текст 

Получить консультацию
Яндекс.Метрика