Всемирный Клубъ-Музей-Лекторий "Маски, Лики, Фигуры и энергоартефакты мира"

Глеб Плетнев

                 PHOTO-2021-07-14-09-54-13

Глеб Плетнев, создал грандиозный проект. Он и его команда, строят кочи - поморские корабли, способные ходить по льду. В скором времени, именно на них он повторит путь Великой Северной экспедиции.

 

Суть проекта
 
Построенные в 1734 году в Архангельске поморские кочи «Обь» и «Экспедицион» участвовали в Великой Северной экспедиции. На этих судах, действовавших в составе Двинско – Обского отряда, русские моряки в тяжелых ледовых условиях на протяжении шести лет занимались исследованием и нанесение на карту северного побережья России от Белого моря до устья Оби (ЯМАЛ). На сегодняшний день в Архангельске, по описаниям государственного архива ВМФ строится один поморский коч (длина 19,2 м.), для развития экспедиционной деятельности в условиях Севера и Арктики.
 
Принимая во внимание, что все большее внимание обращается на вопросы мировой водной и морской экологии, охраны окружающей среды, вполне закономерно данным проектом показать возможность исторического поморского паруса – первого арктического экологического движителя, что позволит проявить свою необычность в современном мире, ярко продемонстрировав связь времен, заботу о завтрашнем дне.
 
PHOTO-2021-07-14-09-54-12-3
 
Предпосылки проекта
 
Сегодня Крайний Север Западной Сибири – одна из наиболее динамично развивающих территорий России, благодаря созданию здесь в 70–80-е гг. XX в. крупнейшего комплекса нефтегазовой промышленности.
Освоение русскими Севера Западной Сибири приходится на период позднего средневековья (XV-XVII вв.) и происходило это с помощью морских деревянных судов построенных на Поморье. В связи с тем, что за короткое время освоения нефтегазовых месторождений Западной Сибири произошло многократное численное превышение пришлого населения над местными жителями (русскими старожилами и народами Севера), в обществе сформировалось представление о совсем недавнем появлении в этих местах русского человека и русской культуры. Основная причина этого – недостаточная разработка и популяризация той хозяйственной деятельности и географических экспедиций северян с Поморья, объективно формирующих первые русские поселения Крайнего Севера.
 
Сегодня не многие россияне знают о существовании в нашей стране допетровского мореплавания, и имеет слабое представление об истории становлении России в ее современных географических границах в Арктике. Проект по реконструкции поморского коча позволит популяризировать обе эти темы. Коч являлся основным инструментом, благодаря которому Россия в XVII в. приобрела и закрепила за собой Арктические территории.
Поморский коч – активно использовался ранее жителями Севера, на протяжении 5 веков начиная с 14-го столетия.
Коч – собирательный образ, процесс воссоздания утраченного исторического объекта для использования его в современных условиях.
 
Общая цель проекта — предполагает формирование межрегионального экспедиционного маршрута вдоль арктического побережья по объектам историко-культурного наследия российских северных районов и Западной Сибири.
 
Поморский коч, был основным морским транспортным средством в арктических
водных пространствах, на которых велась промысловая, торговая, исследовательская, охранная деятельности на Севере и в Арктике.
 
Особое место в мореходной практике поморов занимает период XVI-XVIII вв.
Это было время наивысшего подъема как мореплавателей, так и первооткрывателей. Именно тогда были освоены главные трассы сквозь забитое льдом Карское море до устья Енисея, активно велась деятельность на Новой Земле, расширялись промыслы на архипелаге Шпицберген, основан город Мангазея на севере восточной Сибири.
 
 
«Мангазейский морской ход» – путь на север Западной Сибири, в Мангазею – город на реке Таз, опорный пункт в освоении заполярных сибирских земель XVII века. Он проходил вдоль побережья Баренцева моря, через пролив Югорский Шар в Карское море к западному берегу полуострова Ямал. Отрезок пути от Югорского Шара до полуострова Ямал суда преодолевали парусным ходом за одни сутки.
 
Миновав остров Мелкий, они подходили к устью реки Мутной, от которой начинался Ямальский речной и волоковой путь, выводивший суда в Обскую губу.
В 30-е годы XVIII века на кочах, в рамках Двинско-Обского отряда Великой Северной экспедиции, задуманной еще Петром I, были географически описаны берега от Архангельска до устья Оби, впервые на карту нанесено Карское море.
 
Опыт северных судостроителей и главную особенность коча – его яйцевидную форму корпуса, впоследствии учитывали норвежский судостроитель К. Арчер при проектировании научно-исследовательского судна «Фрам» и вице-адмирал С.О.Макаров при создании первого в мире арктического ледокола «Ермак».
 
Таким образом, можно с уверенностью сказать, что коч является первым историческим судном (ледового класса) России, которое на определенном историческом этапе играло важную роль в процессе государственного освоения Арктики.
 
Снимок экрана 2021-07-15 в 20.54.25
Маршрут Двинско-Обского отряда 1734-1739г. Великой Северной экспедиции
 
Снимок экрана 2021-07-15 в 20.54.33
Поморские ходы в моря Северного Ледовитого океана с 14 века.
 
 
Благодаря удачной и надежной конструкции, поморские кочи в течение почти 5- ти веков были основным типом судов на Крайнем Севере, полностью оправдывая свое существование, в освоении Россией Арктики и Заполярья.
 
1 Ход в Немецкий конец
2 Новоземельский ход
3 Мангазейский морской ход
4 Енисейский морской ход
5 Енисейский речной и волоковый ход
6 Ход грумандландский
7 Ход верхотурский
 
Снимок экрана 2021-07-15 в 20.57.25
 
В общем виде схема Мангазейского морского пути такова: река Мутная (современное название Се-Яха) - три небольших озера (Мал-то, Ней-то, Ней-то), соединенные протоками - сухой волок - озеро Ямбу-то река Зеленая (Се-Яха) - Обская губа.
 
Значение этого отрезка Мангазейского морского хода было огромным. От его удачного преодоления зачастую зависел успех всей экспедиции. Несмотря на то, что на пересечение Ямала требовался довольно большой срок: примерно 35 дней, это все же позволяло сократить общее время похода и к тому же избежать чрезвычайно опасного в ледовом отношении пути вокруг полуострова. Этот участок Мангазейского морского хода считался заповедным.
 
Неслучайно зарубежные мореплаватели и другие собиратели информации о морском пути на Обь, не смогли получить никаких известий об этом волоковом пути.
 
PHOTO-2021-07-14-09-54-12
 
Перспектива применения поморского коча
 
Сегодня не многие россияне знают о существовании в нашей стране допетровского мореплавания, и имеет слабое представление об истории становлении России в ее современных географических границах в Арктике.
 
Проект по реконструкции поморского коча позволит популяризировать обе эти темы. Коч являлся основным инструментом, благодаря которому Россия в XVII в. приобрела и закрепила за собой Арктические территории.
 
1 Поморский коч – активно использовался ранее жителями Севера, на протяжении 5 веков начиная с 14-го столетия, от Норвегии до Берингова
 
2 Поморские кочи - предшественники современных морских транспортных средств участвующих в хозяйственной, исследовательской и экспедиционной деятельности в российской Арктике.
 
3 На сегодняшний день активную производственную деятельность в Арктике ведут: ПАО «Совкомфлот», ПАО «Газпром», Газпром нефть, Новатек, Роснефть, Лукойл, Росатом, и другие крупные компании.
 
4 Учитывая деятельную позицию по освоению арктического шельфа со стороны государственных корпораций и коммерческих структур в части разработки газовых месторождений Арктики, находящихся на исторических маршрутах Великой Северной экспедиции и Мангазейского морского хода (за пушниной), возможна организация совместных экспедиций в зоны разработки месторождений под брендами экологически и социально ответственных недропользователей.
 
Экспедиции возможно начинать после постройки судна с 2023-24 года, по маршруту поморов: Енисей, Обь, Новая Земля, Шпицберген, Кола, Мурманск
 
2021—2023 г. — Россия Председатель в Арктическом совете.
Участники совета: (Канада, Дания, Финляндия, Исландия, Норвегия, Россия,
Швеция и США) и Европейский парламент + 13 стран являются Наблюдателями в Совете. (Арктический совет — международная организация, призванная
содействовать сотрудничеству в области охраны окружающей среды и
обеспечения устойчивого развития приполярных районов).
 
В 2022 году, возможно, организовать международную парусную регату Архангельск – Нарьян-Мар - Салехард, с участием яхт членов Арктического Совета, по 4-ем арктическим морям.
 
В дальнейшем предполагаемые морские походы на кочах в страны участницы Арктического совета с просветительской миссией об освоении Арктической зоны, станут яркими событиями для мировой общественности и экспертного сообщества в утверждении постулата о первоначальном ведении хозяйственной деятельности в Арктике с 14 века русскими мореходами.
 
- 2022 год - празднования 350-летия со дня рождения Петра I.
 
- 2023 год – 200-летие М.К. Сидорова из Архангельска. Первый прошедший по СМП. Российский
общественный деятель, предприниматель, купец, меценат, золотопромышленник.
 
- 2024 год - Празднование 300 лет Российской Академии наук (РАН).
Первая экспедиция в которую пошли академики РАН - это была Великая Северная экспедиция 1734-1744 г. Участвовало 500 академиков.
Возможно включение в план празднования 300-летия РАН, морского прохода Архангельск - Санкт Петербург в 2023-2024 году на поморских кочах вокруг Скандинавии с посещением европейских Академий наук с приветственными адресами и приглашениями от РАН.
 
- 2025 год - 180-летие Русского географического общества Возможны организации морских походов на кочах в честь образования РГО.
 
- 2030 год - 100 летие образования Ямало-Ненецкого автономного округа. В рамках подготовки и проведения празднования возможно проведение комплексной морской экспедиции на кочах по маршруту Архангельск - НАО (Пустозерск) - Мангазея (река Таз) по "Мангазейскому морскому ходу" с участием представителей регионов и компаний, активно взаимодействующих в Арктической зоне РФ.
 
Учитывая активное освоение Арктики, полагаю, что возможно определение дополнительных памятных дат и направлений в которых были бы ярко отражены исторические страницы русских географических открытий на деревянных судах.
 
PHOTO-2021-07-14-09-54-12-4
 
Контакты, сюжеты:
 
 
Получить консультацию
Яндекс.Метрика