Всемирный Клубъ-Музей-Лекторий "Традиционные Маски и Фигуры мира"

Газета Искры

Родченко Александр Михайлович

Александр Родченко родился 5 декабря 1891 в городе Санкт-Петербург. Отец мальчика работал театральным бутафором, а мать являлась прачкой. До 1914 года учился в Казанской художественной школе у Николая Фешина, где познакомился с Варварой Степановой. С 1916 года Родченко и Степанова начали совместную жизнь в Москве.

В этом же году молодого человека призвали в армию и до начала 1917 года служил заведующим хозяйством Санитарного поезда Московского земства. В 1917 году, сразу же после Февральской революции в Москве образовался профсоюз художников-живописцев. Родченко избран секретарем его Молодой Федерации, и занимался, в основном, организацией нормальных условий жизни и работы для молодых художников.

Одновременно с работой, Александр Михайлович разрабатывал серии графических, живописных и пространственных абстрактно-геометрических минималистских работ. Участвовал в важнейших выставках русского авангарда и в архитектурных конкурсах. Художник относился к искусству как к изобретению новых форм и возможностей, рассматривал свое творчество как огромный эксперимент, в котором каждая работа представляет минимальный по форме живописный элемент и ограничена в выразительных средствах.

В ответ на «Белое на белом» Малевича, художник Родченко пишет серию работ «Черное на черном». Эти, казалось бы, похожие работы решают противоположные задачи: с помощью монохромности автор использовал фактуру материала в качестве нового свойства живописного искусства. Развивая идею о новом искусстве, вдохновленном наукой и техникой, впервые использует «нехудоже­ственные» инструменты: циркуль, линейку, валик. До 1920 года использовал линии и точки как самостоятельные живописные формы, а затем, в 1921 году на выставке «5×5=25» в Москве показал триптих из трех монохромных цветов: желтый, красный, синий.

 Помимо живописи и графики Родченко занимался пространственными конструкциями. Первый цикл «Складывающиеся и разбирающиеся»: из плоских картонных элементов. Второй «Плоскости, отражающие свет»: свободно висящие мобили из вырезанных из фанеры концентрических форм круга, квадрата, эллипса, треугольника и шестиугольника. Третий «По принципу одинаковых форм»: пространственные структуры из стандартных деревянных брусков, соединенные по комбинаторному принципу. В 1921 году художник подвел итог своих живописных поисков и объявил о переходе к «производственному искусству»

Родченко одним из первых в Советском Союзе осознает потенциал фотомонтажа в качестве нового вида искусства и начинает экспериментировать с этой техникой в области иллюстрации и агитации. Преимущество фотомонтажа перед живописью и фотографией очевидно: благодаря отсутствию отвлекаю­щих элементов лаконичный коллаж становится самым ярким и точным спо­собом невербальной передачи информации. Работа в этой технике принесла мастеру всесоюзную известность. Он иллюстрирует журналы, книги, создает рекламные и агитационные плакаты. Художник конструктивистски реформировал также стилистику мебели: проект рабочего клуба для Международной выставки декоративных искусств в Париже в 1924 году; одежды: собственный комбинезон, напоминающий современный джинсовый покрой.

 Александр Михайлович считался одним из идеологов конструктивизма, направления в искусстве, где форма полностью сливается с функцией. В качестве образца такого конструктивистского мышления можно привести рекламный плакат «Книги» 1925 года. За основу берется плакат Эль Лисицкого «Клином красным бей бе­лых», при этом Родченко оставляет от него только геометрическую конструкцию: треугольник, вторгающийся в пространство круга, и наполняет его совершенно новым значением. Он больше не художник-созидатель, он художник-конструктор.

После знакомства с поэтом Владимиром Маяковским, вместе решают объе­динить свои силы. Маяковский придумывает текст, Родченко занимается гра­фическим оформлением. Творческое объединение «Мая­ковский - Родченко» ответственно за самые яркие образцы советской рекламы 1920-х годов: плакаты ГУМа, Моссельпрома, Резинотреста.

Фотографией Александр Родченко стал заниматься с 1925 года. К тому времени он являлся не только состоявшимся художником, но и педагогом: преподавал в Московском Художественно-техническом институте. Сначала мастер снимал лишь для того, чтобы собрать новые материалы для коллажей, однако позже его новаторские работы стали очень популярны. Родченко использовал необычные ракурсы, благодаря чему его работы приобретали особую динамику и реалистичность.

Наиболее эффектно для тех лет выглядели снимки с диагональной композицией, когда съемка велась сверху вниз или снизу вверх. Такие методы противоречили строгим канонам фотоискусства того времени. Но приемы мастера быстро стали популярны у его коллег, а многие из них используются в фотосъемке по сей день. Однако некоторые его эксперименты критиковали. Например, работу «Пионер-трубач»: на ней мальчик с горном снят с нижнего ракурса. Про снимок говорили, что мальчик более похож на «раскормленного буржуа», чем на советского пионера. Кроме жанровых фото Александр Родченко создавал портреты. Самыми известными его работами стали «Портрет матери», фотографии Владимира Маяковского, Осипа и Лили Брик, репортажи.

Родченко внес также вклад в авангардную сценографию: мебель и костюмы для спектакля «Клоп» в театре Всеволода Мейерхольда. С 1926 по 1928 год работал в кинематографе как художник-постановщик фильмов «Ваша знакомая», «Москва в Октябре», «Альбидум», «Кукла с миллионами».

В последующие годы Родченко активно работает в качестве оформителя и возвращается к живописи, однако по-прежнему часто обращается к излюбленному жанру фоторепортажа. В 1930-е годы творчество мастера как бы раздваивается. С одной стороны, занимается прочно вправленной в программу соцреализма агитпропагандой. С другой, стремится сохранить внутреннюю свободу, символом которой для него с середины 1930-х годов служат образы цирка. В начале 1940-ых годов, примыкая к «неофициальному искусству», Родченко пишет серию «декоративных композиций» в духе абстрактного экспрессионизма.

После Великой Отечественной войны художник увлекся пикториализмом. Это направление фотографии делало снимки похожими на живописные работы. Фотохудожники достигали подобного эффекта за счет особых настроек света и выдержки. В этот период Александр МИхайлович интересовался цирком и театром и в стиле пикториализма часто снимал артистов.

В 1951 году Родченко исключили из Союза художников за отход от социалистического реализма. Это предвещало скорые репрессии, но его не тронули, а четыре года даже восстановили в Союзе.

Александр Михайлович Родченко умер 3 декабря 1956 года, немного не дожив до открытия своей первой фотовыставки, которую организовала его жена. Похоронен великий художник на Донском кладбище столицы. Сегодня его имя носит Московская школа фотографии и мультимедиа, в которой преподает его внук, Александр Лаврентьев.

Источник

Получить консультацию
Яндекс.Метрика