Всемирный Клубъ-Музей-Лекторий "Традиционные Маски и Фигуры мира"

Пауль Клее

Пауль Клее (1879 - 1940) - немецкий художник швейцарского происхождение, участник художественного объединения "Синий всадник" (состоял там вместе со свои хорошим другом Кандинским) и одна из самых значимых фигур в истории авангардного искусства. 

Определять этого художника в рамках конкретного направления трудно: в свои ряды его пытались записать и примитивисты (те, что пытаются максимально упростить рисунок), и сюрреалисты, и абстракционисты, однако, творчество Клее всегда балансирует между. Он всегда чуть поодаль от всех направлений. И даже, если мы уверенно видим перед собой его абстрактную работу, то её название поможет нам без труда считать предметный мир изображаемого.

Чем более ужасающим становится этот мир, тем сильнее искусство становится абстрактным.
Пауль Клее

Пауль Клее. Кристалл, 1921

Пауль Клее. Кристалл, 1921

Клее желал проникнуть не в глубь вещей, а в глубины процессов их формирующих: «Художник воспроизводит не саму природу, а скорее закон природы». Уделяя огромное внимание линиям, он сосредотачивался на инстинктивном ощущении, в попытках воспринять «большее». 
Он черпал свое вдохновение в природе, в естественном мире вокруг, отстаивая неотделимость человека от натуры. Отчасти поэтому в его работах нередко можно обнаружить растения или животных – Клее мечтал вырастить собственную картину, словно живое существо. 

Пауль Клее. Пейзаж, 1930

Пауль Клее. Пейзаж, 1930

И если в раннем его творчестве превалируют линии и символы (по типу стрелок или букв), что отражает стремление Клее передать максимальное движение, то позднее на его полотнах появляется некое подобие иероглифов, впрочем, снова как способ существования линий, как язык в себе. 

Искусство не рисует видимый мир, оно позволяет проявить то, что незримо.
Пауль Клее

Картины Клее напоминают музыкальные произведения, в которых каждый оттенок соотносится с нотой. Многие знаменитые критики, да и просто люди искусства, ни раз замечали, что не знай они об увлечении Пауля музыкой, то, несомненно, вывели бы это из его работ. 

Пауль Клее. Огненный вечер, 1929

Пауль Клее. Огненный вечер, 1929

Стоит сказать, что слава пришла к Клее еще при жизни, что позволило ему преподавать в знаменитой архитектурно-художественной школе Баухаус, один из принципов которой звучал как: "Искусство не должно украшать жизнь, оно должно его строить". Увлеченный процессом преподавания художник учил студентов правильно использовать цвет и форму, здесь он вывел свою собственную классификацию линий и правила соотношения цветов.

Пауль Клее скончался в 1940 г. Умирал мучительно, каждое его движение сопровождалось жуткой болью, что не помешало ему написать немалое количество картин в этот период. 

Пауль Клее. Знаки на желтом фоне, 1937

Пауль Клее. Знаки на желтом фоне, 1937

Наследие Клее огромно. Его личные записи зачастую называют «самым полным изложением принципов дизайна, когда-либо созданным современным художником» и, оценивая их значение, сравнивают с «Трактатом об искусстве» Леонардо Да Винчи. Более 10.000 картин, тысячи страниц дневников и заметок... Все это повлияло на становление современного искусства и на его понимание.

Источник

Получить консультацию
Яндекс.Метрика