Сарра Лебедева
Сарра Дмитриевна Лебедева, урожденная Дармолатова, появилась на свет в 1892 году в Петербурге, в обеспеченной интеллигентной семье, получила образование дома, экзамены сдавала экстерном. Девочка рано проявила художественные способности, которые были замечены ее учительницей рисования, и стала посещать Школу Императорского общества поощрения художеств. Более серьезные занятия живописью, а затем и скульптурой начались немного позже, в 1910 – 1914 годах, когда Сарра Дмитриевна училась в частной школе М.Д. Бернштейна и в мастерской Л.В. Шервуда. В те годы это были наиболее передовые, свободные от академизма художественные учебные заведения в Петербурге. Именно такое разноплановое и в то же время гармоничное обучение позволило Лебедевой почувствовать свое призвание – скульптуру. Но желание быть более свободной и материально независимой привело ее к нелегкому решению о поступлении в Академию художеств. Для этого нужно было перестраивать свое художественное мышление, поэтому Лебедева занималась в школе Гольдбата, где обычно «натаскивали» на приемы, принятые в академическом образовании. Одновременно она работала в мастерской В.В. Кузнецова, талантливого скульптора монументально-декоративного направления, который помогал ей полезными профессиональными советами. После безуспешной попытки поступить в Академию Сарра Лебедева начала самостоятельный путь постижения скульптурного искусства. Именно свобода от многих влияний позволила ей стать неординарным мастером, скульптором, создавшим собственный мир произведений, великих в своей независимости.
Время становления художника Лебедевой совпало со сложными процессами в мире искусства, которые ее почти не коснулись. Происходило это из-за особого, избирательного отношения Сарры Дмитриевны к произведениям искусства, сложившегося еще в юности, когда она, путешествуя с семьей по Европе, посещала музеи Берлина, Парижа, Вены, Италии. Сначала, когда Лебедева занималась исключительно живописью и рисунком, ее увлекали художники Возрождения, особенно Боттичелли, Пинтуриккио. Из скульпторов Ренессанса она предпочитала Донателло. Очень любила египетскую скульптуру за ее стройность, строгую простоту, а из античных творений тогда выделяла танагрские статуэтки. В России же много времени проводила в Эрмитаже, чаще всего в залах древнегреческой вазописи и танагрской терракоты. В обширных эрмитажных коллекциях живописи восхищалась Рембрандтом и Кранахом. За границей Лебедева не посещала выставок современного искусства, а в Петербурге была на выставке французского искусства, устроенной в 1912 году, где ее внимание привлекли Энгр, Сезанн и Мане. Позднее она оценила произведения старых русских скульпторов - Ф.И. Шубина, М.И. Козловского, И.П. Мартоса. А работами французов О. Родена, А. Майоля, Э. Бурделя и Ш. Деспио она заинтересовалась будучи уже сложившимся мастером. Сарра Дмитриевна не увлекалась новыми течениями в искусстве, но внимательно следила за творческими исканиями таких художников, как В.Е. Татлин, П.Н. Филонов, М.Ф. Ларионов, Н.С. Гончарова. Из современников больше всего ей нравился С.Т. Коненков с его выразительностью пластики, натурной крепостью. Интересны ей также были работы А.Т. Матвеева, она ценила их сдержанность, простоту форм. А его совет о продолжении обучения за границей осуществить не смогла: началась Первая мировая война.
С 1915 года Сарра Дмитриевна работала уже в собственной мастерской, постигая свой путь в искусстве ваяния, раскрывая творческий потенциал в непрестанном совершенствовании своего художественного дарования. Задачи, которые Лебедева ставила тогда перед собой, воплощались прежде всего в натурных штудиях, позволявших ей обретать уверенность в скульптурном ремесле. И уже в 1918 году на выставке «Мир искусства» были показаны ее работы «Женский портрет» и «Голова китайца», положительно отмеченные критикой. Всего четыре скульптуры осталось от той эпохи исканий, упорного труда, формирования собственного творческого почерка.В первые послереволюционные годы Лебедева, как и другие известные скульпторы, принимала участие в осуществлении ленинского плана монументальной пропаганды. Она создала бюсты Ж. Дантона, А. Герцена, рельеф «М. Робеспьер», работала над образом К. Маркса. Многие ее работы, отлитые, как и большинство памятников тех лет, из гипса, не сохранились. Увлекалась она в это время и театром: выполняла декорации, делала бутафорию, лепила маски. Мастерской в годы военного коммунизма у Лебедевой не было, поэтому работать над скульптурами в полную силу она не могла. Из произведений этого периода интересны «Бычок» (1922), выгнутый из листового железа, и первые опыты в фарфоре – миниатюрные статуэтки «Поломойка» и «Продавщица» (1922 - 1923), исполненные на Государственном фарфоровом заводе. Много занималась она и рисунком, помогая своему мужу, Владимиру Васильевичу Лебедеву - известному русскому советскому живописцу, графику, талантливому книжному иллюстратору - в оформлении «Окон РОСТА».
Начало творческого подъема С.Д. Лебедевой приходится на 1924 год, когда она сосредоточенно работала над портретом Л.Б. Красина и «Головой ребенка» (младшей дочери Красина – Лены), и на 1925-й, когда она переехала в Москву. Там Сарра Дмитриевна обратилась к образам людей новой эпохи – революционеров, государственных деятелей. Самым интересным среди всех был «Портрет Ф.Э. Дзержинского», который она делала с натуры. «Кабинет Дзержинского был моей первой мастерской в Москве», - вспоминала Лебедева. Этот портрет исполнен в суховато-реалистичной манере, но его особая весомая пластика, умелое подчеркивание заостренности черт лица наполняют произведение безграничным внутренним драматизмом.
В 1930 – 1940-е годы, ставшие временем расцвета таланта скульптора, Сарра Лебедева работала многообразно, плодотворно, с большим увлечением обращаясь к различным видам творчества. Она очень любила делать этюды с обнаженной натуры, стремясь максимально достоверно передать движение, особенность позы, индивидуальность каждой модели. Особенно интересны ее обнаженные женские фигуры. Уже в рисунках чувствуется любование женским телом, которое подчеркнуто выразительной линией - несуетливой, твердой, четкой или же округло тягучей, плавной. Свои любимые «ню» - стоящие, лежащие, сидящие, наклонившиеся - она воплощала в материале, отливая их в гипсе и бронзе, создавая в фаянсе и фарфоре. Это «Обнаженная в платочке», «Калмычка», «Лена», «Девочка с косичками», «Стоящая с банджо», «Сидящая на коленях», «Стоящая с поднятыми руками». Не лишены обаяния рисунки и этюды Лебедевой с изображением обнаженных мужчин, чаще всего спортсменов. В их числе скульптуры «Братья Знаменские», «Пловец», «Боксер», а еще - «Декламирующий», «Читающий».
Замечательный опыт работы сложился у Сарры Дмитриевны на Конаковском фаянсовом заводе. По просьбе организатора художественной лаборатории завода И.Г. Фрих-Хара она принимала участие в разработке новых направлений форм и декора для фаянса. Там она делала серию скульптур обнаженной натуры, образцы предметов посуды. А за «Чайник-наседку» из восточного чайного набора Лебедева была награждена серебряной медалью Всемирной Парижской выставки 1936 года. Именно в этот период она создала свою знаменитую скульптуру «Девочка с бабочкой». В этом произведении с удивительной гармоничностью воплотились особенности авторского стиля Лебедевой, способного соединять живую передачу движения и обобщенную декоративную монументальность, минутное эмоциональное впечатление и уравновешенное постоянство.
Главными достижениями Сарры Дмитриевны Лебедевой в искусстве скульптуры стали великолепные произведения портретного жанра. Немаловажным было то, что портреты она создавала обязательно с натуры, стараясь не только добиться максимального сходства с оригиналом, но и соприкоснуться с внутренними порывами и настроениями позирующего. Художественные приемы оказывались для Лебедевой не самоцелью, а лишь средством познания и анализа натуры, пластического воплощения образа человека. Любимым ее материалом была бронза, которая, по мнению мастера, способна передать малейшие нюансы фактуры лепки, полновесность пластики, звучность образа. Скульптор создала невероятно многообразную и значительную серию портретов современников - людей знаменитых и малоизвестных, но всегда очень интересных, сложных по эмоциональному настрою, душевному состоянию. Это портреты Вани Бруни (сына художника Л.А. Бруни), Героя Социалистического Труда А.Г. Стаханова, летчика В.П. Чкалова, генерал-полковника авиации Ф.Я. Фалалеева, художников И.Ф. Тевосяна, Л.А. Бажбеук-Меликян и М.А. Асламазян, скульптора В.И. Мухиной, актеров С.М. Михоэлса и О.Л. Книппер-Чеховой, поэтов А.Т. Твардовского и С.Я. Маршака, писателя М.М. Пришвина, литературоведа И.Л. Андроникова, органиста и композитора А.Ф. Гедике. Выразительны портретные этюды «Художник В.Е. Татлин», «Сидящий мужчина» (А.Б. Мариенгоф), «Скульптор М.П. Холодная»: в них мастер воплощала эмоциональное отношение к персонажам, подчеркивая самые яркие их особенности. Лебедеву привлекали прежде всего личности сильные и цельные, целеустремленные, не лишенные романтического настроя. Исполненные ею портреты – интимные, камерные или же тяготеющие к величавой монументальности – неизменно отличает естественность и достоверность, в них тонко выявляются индивидуальность человека, его глубинные духовные переживания. Например, в «Портрете Валерия Чкалова» (над ним Лебедева работала всего несколько сеансов, прерванных гибелью летчика) экспрессивная лепка подчеркивает не только неординарную скульптурность лица, но и волевой, открытый характер героя. Именно портретные образы были для мастера основополагающим началом при создании проектов памятников А.С. Пушкину для Михайловского, Ф.Э. Дзержинскому и А.П. Чехову для Москвы.
В 1950-е - начале 1960-х годов Лебедева, уже зрелый мастер с накопленным жизненным опытом и обостренной интуицией, продолжала активно работать, создавая разноплановые портреты, наполняя их духовной энергией, которую она находила при общении с героями своих произведений. Очень разными по характеру лепки и в тоже время близкими по эмоциональному строю видятся портреты Е.Б. Ауэрбах, Н.С. Сухоцкой и художницы Н.А. Удальцовой. В портрете Удальцовой скульптору удалось особенно гармонично соединить активный драматизм формы с глубиной внутренней жизни модели. Рельеф-надгробие Б.Л Пастернака, исполненный в это время, Сарра Дмитриевна сделала внешне сдержанным, лаконичным и необыкновенно звучным, словно бы печально звучащим изнутри, а главное - очень правдивым.В последние годы жизни Лебедева много времени проводила в мастерской, чаще всего она рисовала и лепила свои любимые обнаженные модели.
В 1967 году Сарры Дмитриевны Лебедевой не стало.