Всемирный Клубъ-Музей-Лекторий "Маски, Лики, Фигуры и энергоартефакты мира"

Старые фото г. Кобрин

Ко́брин (белор. Ко́брын) — город в Брестской области Беларуси, административный центр Кобринского района. Четвёртый по количеству населения город в области (уступает Бресту, Барановичам и Пинску), в 2009 году население города составило 51 166 человек.

География и Транспорт
Город расположен на западе Полесья на равнинных берегах реки 
Мухавец в месте её соединения с Днепровско-Бугским каналом, в 41 км к востоку от Бреста.

Кобрин является важным узлом автомобильного транспорта. Через город проходят автомагистрали М1 (Брест — Москва), являющаяся частью европейского маршрута E 30 и панъевропейского транспортного коридора II Берлин — Нижний Новгород, М12 (Кобрин — граница Украины (Мокраны); часть европейского маршрута E 85), а также автомагистраль М10 (Кобрин — Гомель), соединяющая между собой районные центры Полесья. Кроме того, через город проходят республиканские дороги Р2 (часть старой дороги Брест — Москва от Столбцов до Кобрина) и Р102 (граница Польши — Высокое — Каменец — Кобрин).

Значение города с точки зрения железнодорожного транспорта не столь велико, так как располагаясь на линии Полесских железных дорог  Жабинка — Гомель, станция Кобрин не является узловой. Городской общественный транспорт представлен автобусами (16 маршрутов) и маршрутным такси. Норматив обслуживания по городским перевозкам без учета автобусов индивидуальных предпринимателей более 1 автобуса на 2 000 человек перевыполняется на 16 %. По состоянии на октябрь 2009 года в городе действует три автомобильных моста — в центре, в западной части, и в восточной части, а также железнодорожный мост через реку Мухавец. В 2009 году сотрудники Пинского центра Республиканского отряда специального назначения Министерства по чрезвычайным ситуациям снесли мост послевоенной постройки длиной 42 м (использовался изначально как железнодорожный, переоборудовался под автомобильный). Рядом было начато строительство нового моста (в том же году новый мост был открыт). На территории города располагаются 6 автозаправочных станций.

История
Как свидетельствует легенда, город был основан в 11-12 вв. потомком киевского князя Изясялава на месте рыбачьего поселения на острове, образованном р.
Кобринка при впадении её в Мухавец. Впервые Кобрин упоминается в Ипатьевской летописи под 1287 г. В то время его земли входили во Владимирско-Волынское княжество, С 1-й половины 14 в. Кобрин в составе Великого княжества Литовского, в 1404- 1519 гг. центр Кобринского княжества, возникшего в результате раздела владений князя Фёдора Ратненского (сына великого князя литовского Ольгерда) между его сыновьями Сангушкой и Романом, Кобрин передавался «для кормления» в пожизненное пользование польским королевам Боне, Анне Ягеллонке и Констанции Австриячке. В 1589 г. получил магдебургское право и герб — щит с изображением богоматери и святой Анны. В 16-18 вв. был центром Кобринской экономии. В середине 17 в. в Кобрине около 1700 жителей, около 500 домов. Во 2-й половине 17 в. город разрушали войны, опустошали эпидемии и пожары. Приведённый в упадок, он в 1766 г. был лишён городского самоуправления.

С 1795 г. Кобрин в составе Российской империи, уездный город Слонимсной, затем Литовской губернии. В 1795 г. имение 
Кобринский Ключ с усадьбой подарено Екатериной II А. В. Суворову. В 1790-е гг. в городе более 2 тыс. человек, свыше 300 домов. С 1801 г. Кобрин — уездный город Гродненской губернии. 15.7.1812 г. здесь произошёл бой, в котором была одержана первая значительная победа русских войск в Отечественной войне 1812 г. В 1912 г. в городе открыт памятник Победы 1812 г. В 1813 г. в Кобрине стоял Иркутский гусарский полк, в котором служил молодой корнет А. С. Грибоедов. Во время войны 1812 г. в Кобрине сгорели 548 домов из 630.

В 1846 г. завершено строительство шоссе Москва — Варшава, которое прошло через Кобрин. В начале 1880-х гг. но его северной окраине прошла железная дорога. Согласно переписи 1897 г., в городе 10 355 жителей, около 30 мелких промышленных предприятий (157 рабочих). Во время революции 1905-07 гг. здесь проходили демонстрации и забастовки. В 1905 г. действовал Кобринский комитет Всероссийского союза железнодорожников. В 1914 г. в городе 25 мелких промышленных предприятий (72 рабочих). В 1915 г. Кобрин оккупировал кайзеровскими, в 1919 г. — войсками буржуазной Полыни. Освобождён Красной Армией 30.7.1920 г. 31 июля был создан уездный военно-революционный комитет, действовавший до 13 сентября. Согласно Рижскому мирному договору, город отошёл к Польше как центр повета Полесского воеводства (1921-39). Экономический кризис и хроническая безработица вызывали массовую эмиграцию жителей за границу. Трудящиеся Кобрина и повета вели борьбу за социальное и национальное освобождение. Возглавлял выступления трудящихся районный комитет КПЗБ.

После воссоединении Западной Белоруссии с БССР (1939) Кобрин в составе Брестской области, с 15.1.1940 г. центр района. 23.6.1941 г. город был оккупирован немецко-фашистскими захватчиками. Борьбой с оккупантами руководили подпольные райкомы КП(б)Б (ноябрь 1943-19.7.1944) и ЛКСМБ (1.9.1943-19.7.1944). Фашисты уничтожили в Кобрине 6900 мирных жителей. 20.7.1944 г. город освобождён от немецко-фашистских оккупантов.

Планировка и застройка Кобрина имеют многовековую историю. У места впадения р. 
Кобринки вМухавец в древности было заложено первое укрепление, на котором позже были построены Верхний и Нижний замки. Точная дата сооружении замков неизвестна. Как свидетельствуют материалы ревизии 1597 г., в это время они пришли в упадок. Верхний замок был обнесён каменными стенами с многоярусными деревянными башнями, Нижний — рвом и валом. Замки соединялись подъёмным мостом. Сохранились остатки замкового рва. На поверхности земли найдены обломки керамики, относящейся к 12-13 вв. Недалеко от замка, на территории бывшего посада, на глубине 1,5-2 м обнаружены остатки древней улицы из брёвен.

К западу от замков около 1497 г. последний кобринский князь построил
 Спасский монастырь(сохранилось одно здание). Город застраивался с востока на запад параллельно Мухавцу. Широкая пойма реки разделяла его па 2 части. Согласно данным ревизии 1563 г., на левом берегу было 5 улиц, рыночная площадь и ратуша (не сохранилась), на правом — 2 улицы.

В конце 18 в. и в 19 в. центр города застраивался кирпичными двух этажными жилыми домами, нижние этажи которых отводились под магазины и мастерские. В это время Кобрин был оживлённым торговым центром, где проводилось несколько ярмарок в год.  Значительную часть рыночной площади занимали одноэтажные торговые ряды (сохранились частично). Сохранились памятники архитектуры: 
Никольская церковьСпасский монастырьпочтовая станция и др.

За годы Великой Отечественной войны Кобрин потерял около 30 % жилого фонда. В первые послевоенные годы улицы застраивались одноэтажными, преимущественно деревянными домами-коттеджами.

Современный Кобрин делится р. 
Мухавец на южный и северный планировочные районы. Общественный центр — пл. Ленина, ансамбль которой формируют здание горисполкома, гостиница, жилые дома. Здесь находится Военно-исторический музей им. А. В. Суворова. На площади установленпамятник В. И. Ленину, перед зданием музея А. В. Суворову, на ул. Первомайской в сквере им. В. П. Пуганова — памятник на братской могиле советских воинов. В сквере по ул. Ленина установлен памятник в честь 40-летии Победы советского народа в Великой Отечественной войне, на окраине города — памятник комсомольцам-подрывникам, героям «рельсовой войны». 

Реконструкция центральной части города началась в 1950-е гг. Многоэтажные дома построены на улицах Советской, Ленина, Суворова, Пушкина, Дзержинского и др. В 1959 году в городе было 13,7 тыс. жителей. В 1970 — 24.9 тыс. жителей. С марта 1963 до 2002 года город областного подчинения.

Источник 

Получить консультацию
Яндекс.Метрика