Всемирный Клубъ-Музей-Лекторий "Маски, Лики, Фигуры и энергоартефакты мира"

Назарий Валаамский

Преподобный Назарий Валаамский

sv-prp-nazariy-valaamskiy-1

Отец игумен Назарий был сын причетника; родился он в 1735 году в селе Аносове Тамбовской губернии; мирское имя ему было Николай. С юных лет отличаясь благочестием, на семнадцатом году он оставил мир и вступил в Саровскую пустынь. Там, с именем Назария, в 1760 году был пострижен в монашество и в 1776 году посвящен в сан иеромонаха. Слава о нем, как об одном из великих светильников Сарова, разливаясь всюду, дошла и до Преосвященного Гавриила, митрополита Новгородского. В то время святитель, желая восстановить на пустынном Валааме «селение святых и тем принести Спасителю мира Иисусу Христу благоугодную жертву», искал мужа, способного «утвердити иночествующих в спасительной жизни», чтобы определить его строителем в Валаамский монастырь: почему, узнав об отце Назарии, он и вызывал его тогда в Санкт-Петербург. Сначала настоятель пустыни и сам местный Преосвященный Феофил, стараясь удержать у себя знаменитого отшельника, представили о нем Высокопреосвященному митрополиту, как о человеке малоумном и неопытном в духовной жизни. Когда же митрополит, проникая тайну смирения Назариева, ответил, что «у меня много своих умников, пришлите мне вашего глупца», тогда невольно отпустили отца Назария из Сарова, — и он был определен строителем на Валаам. Это было в 1782 году.

Послужные списки иеромонахов Саровской пустыни Иерофея, Назария и монаха Геронтия

Послужные списки иеромонахов Саровской пустыни
Иерофея, Назария и монаха Геронтия

В печальном состоянии была в то время Валаамская обитель. Она состояла за штатом и не имела никаких положительных средств к своему содержанию; здания ее ветшали и разрушались, братство ее составляли все люди престарелые: некому было исправлять чреду священнослужения, некому было состоять в клире. Что же сделалось с ней, когда вступил отец Назарий на святые ее горы? В ней появился поныне существующей внутренний каменный четырехугольник монастырских зданий, который составляют собор, две церкви, ризница, трапеза и келии. Монастырь волей благочестивой Императрицы Екатерины II в 1786 году был включен в число штатных монастырей третьего класса и ее строитель возведен в сан игумена; от щедрот затем Императора Павла I в 1797 году пожалованы были монастырю Кюменские рыбные ловли, составляющие впоследствии главнейший источник его содержания; число братства значительно умножилось, штат их Высочайшим указом в 1800 году определен был в 30 человек. В таком быстром внешнем украшении Валаамского монастыря много помогал отцу Назарию Высокопреосвященный митрополит Гавриил, жертвовавший много своих денег на монастырские постройки и во всю свою жизнь особенно любивший старца. По воле этого святителя в Валаамском монастыре введен был отцом Назарием общежительный устав Саровской пустыни; на основании этого устава, под руководством опытного наставника, братия преуспевали здесь во всех трех родах подвижничества: в общежитии, жизни скитской и отшельничестве. Тогда поднимались на горах Валаама знаменитые впоследствии ученики отца Назария: игумен Иннокентий, игумен Варлаам, духовник иеромонах Евфимий, монах Герман и другие. Тогда с удивлением смотрели на Валаам приходившие афонцы и по его внутреннему устройству предпочитали его даже монастырям Афонской горы. Так за несколько лет своего управления отец Назарий упрочил внешнее и внутреннее благосостояние Валаамского монастыря и тем стяжал себе право на вечную его признательность.

Воскресив древний Валаам, отец Назарий оказал незабвенную услугу Российской Церкви в деле распространения православия в русских владениях в Америке. С благословения Святейшего Синода, по поручению митрополита Гавриила, он избрал из валаамской братии десять человек для озарения светом Евангельским диких обитателей тех владений. Между этими избранниками особенно просияли: многополезной, хотя и краткой по судьбам Божиим, деятельностью — потонувший начальник миссии архимандрит Иоасаф, возведенный уже в сан архиерея, мученическим венцом — ревностный иеромонах Ювеналий и сорокалетним подвигом самоотвержения апостольского, при дарах прозорливости и чудес, во благоухании святыни скончавшийся, монах Герман.

Вид Валаамского монастыря. Гравюра XX в.

Вид Валаамского монастыря. Гравюра XX в.

Воспитав сонм подвижников на Валааме, отец Назарий был сам подвижником во всю свою жизнь. Строгое исполнение иноческого устава было всегдашней его заботой; во всех добродетелях монашеских он подавал собой живой образец своим ученикам. Во всех трудах общежития, во всех работах монастырских он подвизался сам вместе с братией; от юности он сохранил девство и целомудрие; жизнь проводил до конца дней своих нестяжательную и постническую; едва только не рубище было его одеждой. Смиренный сам, он и всех, искавших у него наставления, прежде всего поучал смирению. Чтение Священного Писания и писаний отеческих составляло ежедневную пищу его души. Вся душа его была так проникнута мыслию о Божественных предметах, что единственным содержанием его бесед были истины веры и благочестия. О делах мирских он не знал, как и говорить, но если беседовал о подвигах против страстей, о любви к добродетели, то беседа его была неиссякаемым источником сладости.

Ставленная грамота, данная иеромонаху Назарию епископом Владимирским и Муромским Иеронимом

Ставленная грамота, данная иеромонаху Назарию
епископом Владимирским и Муромским Иеронимом

Будучи истинным светильником и духовным утешением для окружающих, отец Назарий особенно любил безмолвие. Еще при трудах настоятельских, он целые недели проводил в уединенной пустыне; когда же в 1801 году испросил увольнение на покой, то пустыня была постоянным его пребыванием как на Валааме, так и впоследствии с 1804 года и в Сарове, куда он удалился по своему желанию, чтобы окончить свое земное подвижническое течение там, где его начал. В пустыне он занимался молитвой и рукоделием; особенно часто упражнялся он в умной молитве. «Помолимся духом, помолимся и умом, — писал он к одной инокине. — Взойдите-ка в слова святого апостола Павла: хощу рещи лучше пять слов умом, нежели тысячу языком (I Кор. 14:15, 19). Изобразить не могу, сколько мы счастливы, что сии пять слов удостоилися говорить; что за радость! Господи Иисусе Христе, помилуй мя грешного. Вообразите-ка: Господи, Кого я называю? Создателя, Творца всего, Кого все небесные силы трепещут. Иисусе Христе Сыне Божий! Ты ради меня кровь Свою излиял, спас меня, сошел на землю… Ум и сердце собрать воедино, глаза закрыть, мысленные очи возвести ко Господу. О сладчайший и дражайший Господи Иисусе Христе, Сыне Божий!» В этих кратких и простых словах заключена какая сильная, красноречивая, из священных тайников делания умного происходящая проповедь о сладости умной молитвы!

Вид Свято-Успенской Саровской пустыни. Гравюра конца XIX в.

Вид Свято-Успенской Саровской пустыни.
Гравюра конца XIX в.

Сияя многообразными добродетелями, отец Назарий стяжал к себе великое уважение от всех знавших его. Благодетель его, Высокопреосвященный митрополит Гавриил, выразил особенное внимание к его духовной опытности, когда трудившимся в приготовлении к печати книги «Добротолюбие» предписал советоваться во всем с духовными старцами, между которыми, как на первого, указал им на отца Назария. Они, сказал тогда Преосвященный ученым переводчикам, «хотя и не знают, как вы, греческого языка, но из опыта лучше вас понимают духовные истины, а потому и правильнее могут изъяснить наставления, содержащиеся в этой книге».

Подвизаясь с дней юности своей подвигом благочестия, отец Назарий получил от Господа дар прозорливости. Без испытания узнавал он человеческие мысли, характер и склонности и каждого приходящего побуждал к исправлению недостатков, какие прозорливо он в нем усматривал. В дремучих лесах саровских, когда он жил там, в пустыне, по возвращении с Валаама, не раз в зимнее время случалось ему встречаться с медведями, но они никогда не нападали на него.

Бывший келейник Преосвященного Гавриила, впоследствии архимандрит Спасо-Евфимьева Суздальского монастыря, отец Мельхиседек, и ближайший ученик отца Назария, иеромонах Иларион, впоследствии знаменитый духовник саровский, из жизни старца рассказывали два следующих особенных случая.

В царствование Императрицы Екатерины II близ Петербурга произошло морское сражение со шведами; все жители столицы пришли в большой страх; митрополит Гавриил закрылся в своих келиях. В это время является к нему игумен Назарий и требует, чтобы о нем доложили владыке. Келейник отвечает, что владыка никого не принимает к себе. «Меня не нужно ему принимать, — возражает старец, — я просто подойду к нему, и хотя ему, может быть, и не до меня, да мне теперь есть дело до него». Допущенный, наконец, к митрополиту, отец Назарий утешает святителя надеждой победы и безопасности и, в подтверждение своих слов, к стороне моря показывает ему на светлых облаках, восходящих на небо, души воинов, положивших живот свой за Церковь, царицу и отечество. Успокоенный митрополит немедленно лично или письмом обращается с утешительными словами к Императрице. Когда слово отца Назария событием оправдалось, Государыня милостиво приняла вместе с владыкою и прозорливого старца.

sv-prp-nazariy-valaamskiy-8

В царствование Императора Александра I один сановник К. подпал царской немилости. Супруга сановника просит отца Назария помолиться, чтобы дело мужа ее получило благоприятный исход. «Очень хорошо, — отвечает старец, — только надо попросить об этом приближенных Царя». «Да мы уже всех просили, да только мало надежды», — отвечает госпожа К. «Да вы не тех просили, — возражает отец Назарий. — Дай-ка мне несколько денег. Я попрошу, кого знаю». — Ему дают несколько золотых монет. — «Нет, эти мне не годятся; нет ли медных или маленьких серебряных?»

Взяв мелких денег, отец Назарий целый день раздавал их нищим и к вечеру возвращается в дом сановника со словами: «Ну, слава Богу, обещали все приближенные Царские за вас». Вслед за тем приходит известие о благополучном окончании дела. Обрадованные сановник и его супруга желают знать, кто именно из приближенных царских помог им, — и, к изумлению, слышат от старца, что это нищие, приближенные Небесного Царя. Глубоко тронутые благочестием отца Назария, они навсегда сохранили к нему благоговейную любовь.

Исполненный дней, отец Назарий преставился на вечный покой в Саровской пустыне 23 февраля (по ст. стилю) 1809 года, 74 лет от рождения. Тело его погребено у алтаря теплой церкви. Признательное чувство благоговения над телом блаженного старца воздвигло памятник и начертало следующую надпись:

Назарий прахом здесь, душою в небесах,
И будет незабвен в чувствительных сердцах,
В которых он вместил священны те таланты,
Пред коими ничто мирские адаманты.
Покойся, Отче, здесь без скорби и рыданья.
Доколь наступит день комуждо воздаянья.

Память св. прп. Назария 8 марта.

Источник

Получить консультацию
Яндекс.Метрика