Всемирный Клубъ-Музей-Лекторий "Маски, Лики, Фигуры и энергоартефакты мира"

Лобня

6 октября Мы совершили интересное путешествие по различным энергоемким зонам: места боевой славы, исторические и религиозные объекты.

 

 1. Лобня. Памятный знак "Зенитное орудие"

В обороне столицы принимали участие специальные войска, в том числе и 13-я зенитная батарея 864-го зенитно-артиллерийского полка Московской зоны обороны (командир — майор Ковалев Ф.И.). 

В ночь с 27 на 28 ноября 1941 г. на Рогачевском шоссе, в трехстах метрах восточнее противотанкового рва, батарея заняла огневые позиции. Командир батареи старший лейтенант И.В. Жаворонков накануне был тяжело ранен, и его обязанности выполнял командир первого огневого взвода лейтенант И.А. Кушаков. Комиссаром батареи был политрук Д.А. Сажнев. Огневые позиции заняли: справа от шоссе — первый расчет (командир - ст. сержант Шадунц Г.А.); слева от шоссе — второй расчет (командир - зам. политрука Громышев В.Г.); третий и четвертый (командиры - сержанты Асылбаев и Артыгалиев) заняли позиции сзади второго, уступом влево. 

В ночь на 1 декабря личный состав батарей укреплял позиции в условиях постоянного обстрела местности восточнее противотанкового рва. Случайными попаданиями вражеских мин были подбиты 3-е и 4-е орудия, погибли их расчеты вместе с командирами Асылбаевым и Артыгалиевым.

Ранним утром фашисты начали танковую атаку. Из воспоминаний Г.А. Шадунца: «... фашистские танки. Они были в километре от нас. С Виктором Громышевым, командующим вторым расчетом, решили подпустить их ближе, чтобы бить наверняка. Всего их было одиннадцать, ощетинившихся приподнятыми стволами орудий. Второе орудие первым открыло огонь. Это была неоправданная поспешность: орудие было обнаружено. Танки немедленно переменили строй. Теперь они шли широко, растянувшись, клином. Вдруг второе орудие замолкло. Санитары понесли от него двух бойцов. Медлить было нельзя, я подал команду. Борис Баранов, уточнив наводку, скомандовал: «Огонь!», Петреев, оттянув рукоятку затвора, произвел выстрел. Головной танк завилял на месте и замер. Остальные танки резко развернулись и стали отходить к деревне Горки Киовские». Гитлеровцы, натолкнувшись на яростное сопротивление, решили наступать правее, через деревню Букино, но и здесь они потерпели поражение, потеряв 4 танка. 2 декабря зенитчики поддерживали своим огнем контрнаступление 1106 стрелкового полка на деревни Нестериха и Горки Киовские. 3 декабря — день, ставший экзаменом на выдержку и стойкость для боевого расчета сержанта Шадунца. На огневую позицию зенитчиков враг направил 23 танка с батальоном автоматчиков. В три часа дня из Нестерихи стали выходить танки, стреляя на ходу, пытаясь заставить зенитчиков сдать свои позиции, обстреливая всю местность вокруг из минометов. Отремонтированное за ночь орудие второго расчета вновь было подбито, расчет его погиб. От плотности огня невозможно было поднять голову, снаряды вытягивали из окопа веревкой. Начался бой: подбит головной танк, второй, третий... шестой. Немцы не выдержали напряжения боя и стали в панике отступать, орудие стреляло им вдогонку. Когда бой стих, у орудия насчитали 250 стреляных гильз.

За этот подвиг командир орудия Г.А. Шадунц и заряжающий В.Р. Петреев были награждены орденами Боевого Красного Знамени, а наводчик Б.Е. Баранов - орденом Красной Звезды.

 

2. Лобненский рубеж. Общее описание мемориала

Лобненский рубеж обороны строился с июля по ноябрь 1941 года. Создавался рубеж обороны в рамках строительства Дмитровского оборонительного рубежа. Строительство рубежа осуществлялось населением местных посёлков, сёл и деревень. В основном в строительстве принимали участие старики, женщины и подростки. Руководили строительством военные инженеры-фортификаторы и сапёры. Работы в основном, проводились вручную, с помощью лопат, тележек, кирк и ломов. Оборонительный рубеж был построен от Хлебниковского моста через канал на Дмитровском шоссе, и до реки Уча за посёлком Лугового института. Длина этого участка оборонительного рубежа была 12,5 километров. По территории сегодняшнего города Лобня проходило около 6 километров рубежа обороны.   Оборонительный рубеж состоял из ряда сооружений: первым препятствием на пути наступающих войск были минные поля, за ними были установлены многорядные полосы противопехотных проволочных заграждений. За противопехотными заграждениями стояли противотанковые бетонные надолбы и противотанковые ежи из рельсов и швеллеров. За этими заграждениями был выкопан противотанковый ров глубиной четыре метра и шириной по верху шесть метров, понизу четыре метра. В некоторых местах рва были устроены эскарпы и контрэскарпы. Далее  устанавливались пулемётные и артиллерийские точки для организации фланкирующего огня. За рвом находились окопы в полный рост со стрелковыми ячейками, ДОТы, ДЗОТы, блиндажи и позиции для полевой артиллерии, так называемые - артиллерийские дворики. Ко времени подхода линии фронта к Лобненскому рубежу 30 ноября, он был полностью готов. Части 20 армии РККА начали заполнять подготовленные позиции 1 декабря 1941 года, сразу же организовывая контратаки на рвавшиеся к Москве фашистские войска.

1 декабря 1941 года воинами 20 армии РККА, на западной стороне рва были остановлены фашистские танки, рвавшиеся к Москве. Был остановлен вражеский прорыв к столице. Дальше враг уже не прошёл! Лобненский Рубеж стал самым ближним к Москве рубежом. От линии фронта до Московского Кремля оставалось всего 30 километров и 19 километров до границ города Москва.

2 декабря 1941 года с Лобненского Рубежа части 20 армии РККА перешли в контрнаступление под Москвой.

Фашистские войска не смогли преодолеть Лобненский Рубеж. За противотанковый ров не прошло ни одного немецкого танка!

После войны оборонительные сооружения Лобненского Рубежа была разобраны, а большая часть рва была засыпана и застроена. До наших дней на территории города Лобня сохранилось два небольших участка рва. Первый участок в сквере «Защитников Москвы», второй в микрорайоне Луговая, не далеко от храма.

К 2020 году, за 79 лет, последний участок рва, находившийся в сквере «Защитников Москвы» практически весь зарос, заилился и был засыпан строительным мусором. Восстановительные и очистительные работы были проведены Благотворительным Фондом Андрея Тишкова «Обелиск» в начале 2020 года, в рамках создания мемориала «Лобненский Рубеж 1941 год». Ров был восстановлен практически в тех же параметрах, каким он был построен в 1941 году. Был восстановлен не только противотанковый ров, а все оборонительные сооружения Лобненского Рубежа обороны на участке длиной в 150 метров. Восстановительные работы проводились по оригинальной схеме оборонительного рубежа изготовленной в 1941 году, и хранящейся в Центральном архиве Министерства обороны России.

Узнать больше

 

3. Село Луговое. Церковь Спорительницы хлебов

 

4. Музейно-мемориальный комплекс «История танка Т-34»

Музейно-мемориальный комплекс «История танка Т-34» расположен на 36-м километре Дмитровского шоссе – историческом танковом месте. В этих краях жил и работал над конструкцией сверхтяжелого танка изобретатель В.Д.Менделеев – сын великого химика Д.И.Менделеева. На Дмитровском направлении летом 1917 года испытывался первый русский тяжелый танк Н.Н.Лебеденко. В декабре 1941 года с этого ближайшего к Москве рубежа пошли в контрнаступление «тридцатьчетверки» – начался главный этап битвы за Москву. После Великой Отечественной войны в дачном поселке вблизи от этого места жили знаменитые танкисты и танкостроители: П.С.Антонов, В.М.Баданов, А.А.Бурдейный, С.А.Иванов, Н.А.Кучеренко, А.М.Парчинский и др.
В 1976 году у постели умирающего отца – одного из конструкторов танка Т-34 Николая Кучеренко – его дочь писательница Лариса Васильева пообещала ему написать книгу о создании легендарной боевой машины. Результатом упорных поисков и многочисленных встреч с ветеранами – танкостроителями и танкистами стал роман-воспоминание «Книга об отце», вышедший в свет в 1983 году. Откликом на публикацию стали в буквальном смысле мешки писем, в которых люди, тем или иным образом причастные к танку Т-34, делились с Л.Н.Васильевой фактами, воспоминаниями, присылали фотографии, документы. Увидев собранное, известный русский писатель, директор Государственного музея-заповедника А.С.Пушкина «Михайловское» Семен Гейченко посоветовал Ларисе Николаевне организовать музей, на первых порах хотя бы на собственной даче.
2 мая 1985 года созданный Л.Н.Васильевой на 26 квадратных дачных метрах неформальный музей принял первых посетителей. Народу собралось так много, что возникла реальная опасность пролома половых досок. К счастью, обошлось… Неформальный музей быстро обрел известность, в том числе и за пределами Отечества. В адрес Ларисы Николаевны поступали всё новые письма, бандероли, посылки. Кубатура и любительский статус домашнего музея уже не соответствовали уникальности собранной коллекции.
В 2000 году Л.Н.Васильева обратилась к мэру Москвы Юрию Лужкову и губернатору Московской области Борису Громову с просьбой рассмотреть вопрос о создании настоящего музея истории танка Т-34. Ответы пришли на удивление быстро. В 2001 году на 37-м километре Дмитровского шоссе началось строительство здания музея. Менее чем через год – в 60-ю годовщину начала контрнаступления под Москвой – распахнул свои двери новый музей, созданный в качестве муниципального учреждения культуры города Лобни. В создании первоначальной экспозиции приняли участие государственные и муниципальные органы, организации, учреждения, предприятия, общественные организации Москвы и Московской области, городов Лобня, Долгопрудный, Мытищи, Нижнего Тагила и Харькова, а также Главное автобронетанковое управление Министерства обороны Российской Федерации.
В экспозиции музея – экспонаты из личных архивов Л.Н. Васильевой, вдовы маршала бронетанковых войск М.Е.Катукова – Е.С.Катуковой, дочери М.И.Кошкина – Т.М.Кошкиной, известного танкового историка И.Г.Желтова, ветеранов Великой Отечественной войны и военачальников.
В течение первых же лет работы музей обрел большую популярность, стал местом проведения официальных военно-исторических и мемориальных мероприятий Правительства Москвы и Правительства Московской области. Среди посетителей музея – члены дипломатического корпуса, зарубежные делегации, студенты и школьники из различных регионов России и стран СНГ.
В 2005 году статус музея изменился. Основателями учреждения культуры стали:
— от имени и по поручению Правительства Москвы – Департамент культуры города Москвы;
— от имени и по поручению Правительства Московской области – Министерство культуры Московской области;
— от имени Муниципального образования город Лобня Московской области – Администрация города Лобня Московской области;
— Региональная культурно-просветительская общественная организация «Атлантида-XXI век».
В 2011 году во исполнение федерального законодательства Российской Федерации музей стал Государственным бюджетным учреждением культуры города Москвы. Учредитель – город Москва в лице Департамента культуры города Москвы.
Генеральную концепцию музея можно выразить следующим образом. В музее через деятельность конструкторских групп и отдельных личностей показан процесс создания танка и его уникального двигателя, представлены люди, создавшие машину и долгие годы бывшие засекреченными. В музее представлены герои-танкисты и история их подвигов с первых до последних дней Великой Отечественной и Второй мировой войн.
Впервые подняты и раскрыты в экспозиции темы создания «предков» танка Т-34: танков БТ-2, БТ-5, БТ-7, БТ-7М, рассказано о конкретной работе их создателей.
Впервые освещена тема стратегической роли танка Т-34 в битве под Москвой.
Впервые показаны сравнительные характеристики средних танков разных стран.
Впервые подробно прослеживается «родословная» танка Т-34 и его модификаций.
Впервые показана «география» танка Т-34, воевавшего на различных континентах, в разных странах мира.
Собраны многочисленные высказывания о танке Т-34 и его роли в Великой Отечественной войне.

Экспонат "Царь-танк". Танк Николая Лебеденко

Эта модель, известная также под названиями «Нетопырь», «Летучая мышь» (за внешнее сходство), «Мамонт», «Мастодонт» и «Танк Лебеденко», представляла собой бронированное передвижное боевое устройство, разработанное инженером капитаном Николаем Лебеденко в России в 1914—1915 годах. В разработке ее принимали участие также известный ученый Н. Жуковский и его племянники, Б. Стечкин и А. Микулин. Строго говоря, танком этот объект не являлся, а представлял собой колесную бронированную боевую машину, причем самую крупную из когда-либо построенных…

Проект машины отличался оригинальностью и амбициозностью. По воспоминаниям самого Лебеденко, на идею этой машины его натолкнули среднеазиатские повозки-арбы, которые, благодаря колёсам большого диаметра, с легкостью преодолевают ухабы и канавы.

Поэтому, в отличие от «классических» танков, использующих гусеничный движитель, Царь-танк был колёсной машиной и по конструкции напоминал сильно увеличенный орудийный лафет. Два огромных спицевых передних колеса имели диаметр примерно 9 м, задний же каток был гораздо меньше, около 1,5 м. Верхняя неподвижная пулемётная рубка была поднята над землёй примерно на 8 м. Т-образный коробчатый корпус имел ширину 12 м, на выступающих за плоскости колёс крайних точках корпуса были установлены спонсоны с пулемётами, по одному с каждой стороны (предполагалась также возможность установки пушек). Под днищем планировалась установка дополнительной пулеметной башни. Проектная скорость передвижения машины составляла 17 км/час.

Парадокс заключается в том, что при всей необычности, сложности и огромных размерах машины Лебеденко сумел пробить свой проект. Машина получила одобрение в ряде инстанций, но окончательно дело решила аудиенция у императора, во время которой Лебеденко подарил государю заводную деревянную модель машины с двигателем на базе граммофонной пружины.

По воспоминаниям придворных, Николай II и Лебеденко битых полчаса «аки дети малые» ползали по полу, проверяя модель в гонках по комнате. Игрушка резво бегала по ковру и легко преодолевала даже стопки из двух-трех пухлых томов «Свода законов Российской империи».
Восхищенный машиной, император распорядился немедленно открыть финансирование проекта.

Работы под высочайшим патронажем шли быстро — вскоре была изготовлена в металле и с конца весны 1915 года скрытно собиралась в лесу под Дмитровом первая модель. 27 августа того же года начались ее ходовые испытания. Применение больших колёс способствовало повышенной проходимости — машина валила нетонкие березы как спички. Однако задний каток, в силу слишком малых размеров и неверного распределения всего веса, почти сразу после начала испытаний стал увязать в мягком грунте. И предельно большие колёса не могли вытащить его, несмотря на применение мощнейшей по тем временам двигательной установки, состоявшей из двух трофейных моторов «Майбах» по 240 л. с. каждый (куда более мощных, чем на других танках Первой мировой войны).

Испытания показали и значительную уязвимость машины (прежде всего, незащищенных массивных колес), от артиллерийского огня, особенно от фугасных снарядов. Поэтому приемная комиссия дала отрицательное заключение, и проект был свернут, тем более что оказались безуспешными и все последующие попытки хотя бы сдвинуть увязший «Царь-танк» с места…

Вплоть до 1917 года танк стоял под охраной на месте испытаний, но затем из-за начавшихся политических катаклизмов о машине забыли и больше не вспоминали. Опытно-конструкторские работы больше не проводились, а сюрреалистическая махина еще долго ржавела в лесу, на месте испытаний, пока в 1923 году ее не разобрали на металлолом...

«Царь-танк», появись он на фронте, мог стать мощнейшим психологическим оружием, вызывая у противника настоящую панику…

Капитан Лебеденко верил, что с его машиной можно в одночасье опрокинуть немецкий фронт и решительно склонить чашу весов на нашу сторону. И как знать, если бы «Царь-танки» (хотя бы несколько машин!) были введены в Луцкий (Брусиловский) прорыв летом 1916-го, Австро-Венгрия вполне могла бы досрочно выйти из войны, поставив в крайне тяжелое положение Германию.

В Музее-заповеднике «Дмитровский кремль» и доныне хранится миниатюрная модель «Царь-танка» – та самая, которой восхитился император. Сохранилась и фотография 1915 года. Любопытно, что люди, стоящие на танковой броне, кажутся в сравнении с габаритами опытной модели просто букашками. И сегодня представляется почти невероятным, как при тогдашнем уровне техники эту махину сумели по частям скрытно вывезти в лес, и там собрать, запустить, испытать…

Недавно энтузиасты из исследовательского общества «Космопоиск», которое по всей стране охотится за уфологическими и историческими сенсациями, в ходе экспедиции по чащобам Дмитровского района обследовали т.н. «лес танка», легенду о котором местные жители передавали из поколения в поколение, и действительно, нашли там некоторые следы присутствия сооружения Николая Лебеденко.

«Вездеход» Пороховщикова

Снимок экрана 2021-10-09 в 10.12.44
 

В самом начале Великой войны, в августе 1914 года, мастер Русско-Балтийского машиностроительного завода в Риге Александр Пороховщиков тоже обратился в ставку Верховного главнокомандующего с оригинальным проектом быстроходной боевой гусеничной машины для движения по бездорожью. 9 января 1915 года на приёме у начальника снабжений Северо-Западного фронта генерала Данилова изобретатель представил чертежи и смету постройки боевой машины, которую он назвал «Вездеход».

Предварительные расчеты Пороховщикова пришлись по душе военному руководству, поскольку кроме высокой проходимости изобретатель обещал обеспечить еще и плавучесть машины. Проект одобрили, на постройку опытного образца «Вездехода» были ассигнованы требуемые 9660 рублей 72 копейки.

Уже 18 мая 1915 года Пороховщиков испытал свою машину в пробеге по хорошей дороге на гусенице, её скорость достигала 25 км/час (такой скоростью вначале не обладали ни английские, ни французские танки). Официальная демонстрация «Вездехода» состоялась 20 июля 1915 года.

Управление машиной осуществлялось за счет размещенных у бортов двух поворотных рулевых колес. В танке Пороховщикова для поворота впервые были установлены бортовые фрикционы — механизмы, которые в дальнейшем стали устанавливать на большинстве танков.

По твердому грунту танк шел, опираясь на колеса и на ведущий барабан, а на мягком грунте переходил на гусеничную ленту, то есть имел комбинированный колесно-гусеничный движитель. Это опережало достижения британского танкостроения по меньшей мере на несколько лет.

Пороховщиков сделал корпус танка водонепроницаемым, вследствие чего он мог легко преодолевать водные преграды. В отличие от чрезмерно громоздких моделей Менделеева и Лебеденко, машина Пороховщикова была значительно компактней: 3,6 м в длину, 2 м в ширину, 1, 5 м в высоту (без башни). Окончательный вес ее предполагался в пределах всего 4 тонн, экипаж — 1 человек. «Вездеход» оснащался пулеметом и должен был иметь противопульное бронирование.

Пороховщиков предложил и уникальную броню собственной разработки: «Броня представляет собою комбинацию из упругих и жестких слоев металла и особых вязких и упругих прокладок». Особое значение имела дешевизна его брони, возможность гнуть и варить ее.

На очередном испытании 29 декабря 1916 года танк Пороховщикова достиг на шоссе исключительно высокой скорости – 40 вёрст в час.

Тем не менее, зимой 1916/17 годов военное ведомство прекратило финансирование работ Пороховщикова. Официальной причиной называлось существенное (двукратное) превышение сметы расходов: всего было истрачено 18090 рублей. Военное ведомство додумалось… обязать талантливого конструктора вернуть в казну деньги, выделенные на постройку машины (!), а единственный ее образец сдать на вечное хранение в Главное Военно-техническое управление

 

5. Шутов камень

Читать статью

 

6. Усадьба Апраксиных в Ольгово

Ольго́во (до 1820-х Льгово) — усадьба в Дмитровском районе Московской области.

В XVI веке Льгово было дворцовым селом, а в 1619 было от­дано в вотчину дмитровскому воеводе стольнику Ф. В. Чапли­ну. До первой половины XVIII века Льгово принадлежала Чаплиным, в 1740-х генеральше П. А. Соймоновой, а с 1740-х и по 1917 — роду Апраксиных.

Существующая усадьба была сформирована в конце XVIII — начале XIX века при фельдмаршале С. Ф. Апраксине и генерале С. С. Апраксине, значительный объём работ по их заказу выполнил архитектор Франческо Кампорези. В 1880-х годах при участии Н. В. Набокова произведены работы по реставрации усадебных построек.

В 1930-х годах в усадьбе размещался дом отдыха. В 1934 — 1-й районный лагерь юных пионеров Октябрьского района города Москвы.

В советское время господский дом превратился в развалины, в которых и пребывает до сего дня.

Апраксины

Одними из особо примечательных персонажей в истории усадьбы являются Степан Степанович Апраксин (1756-1827) и его жена Екатерина Владимировна (1768-1854), урожденная княгиня Голицына. Они были очень известной парой своего времени. Хозяевами они были умелыми, и преимущественно занимались благоустройством своих загородных владений, строили фабрики, решали земледельческие вопросы. Усадьба была не просто летним дворцом, но сочетала в себе и доходную функцию. Степан Степанович Апраксин был в числе первых членов и основателей императорского общества сельского хозяйства находившегося в Москве. Впоследствии его внук также состоял там на должности.

Степан Степанович и Екатерина Владимировна многое привнесли в украшение своего загородного имения. Именно при них усадьба приобрела облик, который сохраняла до начала XX столетия.

Можно сказать, что они хотели превратить усадьбу в подобие древнегреческого или древнеримского сада с великолепным видом и скульптурами, местами отдыха и созерцания прекрасного. Они смогли использовать русский простор природы, чтобы подчеркнуть незабываемый уголок великого искусства и грации. Они даже создали несколько искусственных прудов, дав их милые названия: «Белый воробей», «Малиновый воробей» и «Чёрный воробей».

Фантазия этих творческих людей не знала границ. В период своего расцвета усадьба была культурным центром и местом отдыха светской знати. Здесь проводились спектакли и устраивались игры, охоты, балы, званые обеды. Одним из таких праздников в усадьбе, пользовавшихся наибольшей популярностью была «карусель». Приглашались именитые гости: поэты, писатели, актеры, драматурги, военные, советники, государственные деятели.

В своем имении Апраксины старалась создать атмосферу первозданной красоты природы в сочетании с хрупким изяществом ландшафтного искусства. Итальянский архитектор и художник Франческо Кампорези воплощал здесь свои идеи. Талантливый мастер, приглашенный в Россию Екатериной II для строительства Екатерининского дворца, после окончания строительства обрел постоянного заказчика в лице С.С. Апраксина. Он был главным организатором «карусели», оформителем всех торжеств и художником зданий усадьбы.

История усадьбы Апраксиных замечательна еще и тем, что это место перешло в руки советской власти достаточно мирным образом. Последний владелец усадьбы из рода Апраксиных умер в начале XX века, его жена, дожив до 1915 года, оставила свое имение внучатому племяннику, жившему во Франции. В годы революции усадьба отошла к общественным землям и стала санаторием, музеем и сельскохозяйственной артелью. Зданием музея руководили художники, которые старались сохранить красоту стиля планировки и дизайн помещений. Но все же, усадьба пришла в полуразрушенное состояние, и перешла в 21 век в неприглядном виде.

Архитектура

Начало двух въездных аллей отмечают парные обелиски, на въезде в парадный двор перед усадебным домом располагалась две башни (сохранилась только одна) в стиле псевдоготики. Двухэтажный на высоком цоколе дом сложился за два строительных периода. В 1790-х Ф. Кампорези капитально реконструировал старый усадебный дом, достроил второй этаж, украсил фасад, добавил деревянные пристройки; в 1880-х декор фасадов был изменён, фронтоны увеличены.

Расположение усадебных объектов

Северный флигель был построен Ф. Кампорези в 1790-х для театра. Современный южный флигель построен в 1883 деревянным на месте стоявшей здесь оранжереи архитектором Н.В. Набоковым, в 1980-х перестроен в кирпиче. Флигели объединены с домом открытыми переходами на арках, балюстрады которых раньше были украшены вазами. У главного въезда, замыкая парадный двор полукружием, расположены два жилых корпуса для дворовых людей: один — для холостых, другой — для семейных. К дому также пристроены кухонные корпуса начала XIX века, лишённые декоративной обработки.

Со стороны парка дом обработан мощным шестиколонным портиком, поставленным на высокий, прорезанный арками, белокаменный выступ цокольного этажа.

Центральная часть главного дома возведена около середины XVIII века. В конце того же столетия дом был обстроен Ф. Кампорези, причём обстройка его осуществлена в дереве, а затем оштукатурена и обработана под камень.

Внутри дома имеются два больших зала, отделанных в классическом стиле, из которых один выходит на парадный двор, а второй — в сторону парка. Последний зал, большой и двухсветный, по размерам немного уступает зеркальному залу в Кусково. Стены его украшены парными пилястрами. Колонны коринфского ордера поддерживают хоры. Всё в этом зале выполнено из дерева, вплоть до колонн, раскрашенных под мрамор.В люнетах между пилястрами помещены гипсовые барельефные изображения предков Апраксиных. Зал был обставлен прекрасной мебелью работы крепостных. На стенах зала висели фамильные портреты как русских, так и иностранных художников.

На дороге к селу в 1751 К. Л. Дружининым построена Введенская церковь. В 1828 она была перестроена и приобрела черты ампира. Рядом — церковно-приходская школа.

С редкой полнотой в Ольгово сохранился хозяйственный комплекс начала XIX века, расширенный в 1880-х. В его состав входят конторские флигели, конный и скотный дворы, манеж, службы, рига, амбары, ткацкие корпуса.

Парк, занимающий площадь 55 га, с многочисленными прудами некогда был украшен «Храмом добродетели», триумфальной аркой, обелисками, «Турецкой мечетью», беседками. В Ольгове имеется три пруда, самый большой из которых размером 3.2 га. расположен в 400 метрах от разрушенного ныне дворца.

Крепостной театр Апраксиных

Крепостной театр Апраксиных в усадьбе Ольгово существовал в XVIII-XIX вв. Кроме крепостных актеров в спектаклях часто принимали участие Василий Львович и Алексей Михайлович Пушкины, известный актер А.С.Яковлев и многие другие. Е.П.Янькова, жившая по соседству с Апраксиными, вспоминает:

В доме Апраксиных был отдельный театр с ложами в несколько ярусов, и когда в Москву приезжала итальянская опера, то итальянцы в этом театре и давали свои представления…
Все знатные певцы, музыканты и певицы, которые бывали в Москве, непременно попоют и поиграют у Апраксиных, и много хорошего наслушалась я на своем веку в их доме.

Раза два или три случалось видеть на сцене и саму Апраксину; она никогда бывало своей роли хорошенько не запомнит; забудет что следует говорить, подойдет к суфлеру, тот ей подсказывает, а она не слышит, остановится и спрашивает его: «Comment?»

Известно о постановке шести спектаклей:

  • «Всеобщее ополчение» — патриотическая пьеса (поставлена после 1812 г.);
  • «Деревенские певицы» — опера, муз. Фиорованти, перевод Мерзлякова (по заказу Апраксина);
  • «Освобождение Смоленска» — патриотическая пьеса (поставлена после 1812 г.);
  • «Прасковья Правдухина» — пьеса неизвестного жанра (поставлена после 1812 г.);
  • «Счастливая Тоня» — комическая опера в четырёх действиях (поставлена после 1812 г.);
  • «Храбрые Кирилловны при нашествии врагов» — комедия (1812).

 

7. Тройцкий храм в Яхроме

Построен в 1895 году известным московским предпринимателем, политическим деятелем и меценатом Иваном Артемьевичем Ляминым. В середине XIX века И.А. Лямин избирался московским городским головой. С 1858 года он владел в Дмитровском уезде крупнейшим ткацким производством «Покровская мануфактура» (ныне Яхромская прядильня-ткацкая фабрика).

На строительство этого храма И.А. Лямин отдал значительную часть своего капитала. В 1892 году, 5 июля, праздновалось 470-летие со дня обретения нетленных мощей преподобного Сергия Радонежского. В этот день тщанием и трудами супругов Ивана и Елизаветы Ляминых состоялась торжественная закладка Яхромского храма во имя Святой Живоначальной Троицы с приделами во имя Рождества и Покрова Богородицы. Благословил строительство митрополит Московский и Коломенский Сергий (Ляпидевский).

Автором проекта храма и руководителем строительства был известный Московский архитектор Сергей Константинович Родионов.

«Площадь, занимаемая храмом, – 250 саженей, что для сельского храма является не совсем обычным. Одновременно возможно вместить до 4. тыс. человек». (А.В.Аркадьева «Лямины в Дмитрове. Из истории яхромской фабрики», Дмитров, 2002; «Личные воспоминания И.А.Лямина» Париж, 2000; Н.А.Родионова Храм в Яхроме \\ Встреча. Культурно-просветительская работа. М., 2000, № 5,6)

Три года продолжалось строительство Троицкого собора. Освящение его состоялось 17 сентября 1895 года: «На средства Ивана Артемьевича и его супруги приготовлен был обед на 10.000 тыс. человек – гостей, рабочих и служащих фабрики, местных жителей и дмитровцев. Между церковной оградой и больницей установлены были 100 столов по 100 мест за каждым… По окончании обеда гости уносили в подарок памятный столовый прибор. День был солнечным, и настроение у всех взволнованное. Религиозное воодушевление, охватившее несметные массы народа, было потрясающим: от подножия храма до самого низа площади верующие стояли на коленях, горячо и слезно молясь…» (Воробьёв С.Е. «Про то, что было», Яхрома, 1957).

Постройка храма стала одним из важнейших дел жизни Ивана Артемьевича Лямина, который мечтал о том, что храм этот принесет пользу рабочему люду, чье нравственное сознание было ему не безразлично.

В 1920-е годы храм был закрыт, церковное имущество разворовано. С 1930-х годов помещение собора использовалось как овощехранилище, макаронная фабрика, мебельный склад, столовая. Во время Великой Отечественной войны в подвальном помещении храма находился госпиталь, где оперировал раненных бойцов известный хирург Пётр Захарович Коняров. В его честь названа улица, ведущая к храму.

В середине 90-х годов Троицкий Собор был возвращен Русской Православной Церкви. В настоящий период здесь ведутся восстановительные работы. Регулярно совершаются богослужения в праздники и каждые субботу и воскресенье. При храме действует воскресная школа для детей, имеется православная библиотека. Настоятелем собора в Средней школе №1 ведётся факультативное преподавание «Основы православной культуры».

Указом № 277 от 17 января 2017 года настоятелем Троицкого собора назначен Благочинный Яхромского округа, член Епархиального отдела по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными органами священник Сергий Бернацкий.

Из Москвы добраться до храма можно с Савеловского вокзала до станции Яхрома, далее автобусом № 38 до центра.

 

8. Перемиловская высота (Перемиловские высоты). Дмиторовский район 

Место кровопролитных боёв во время Великой Отечественной войны с 27 ноября по 5 декабря 1941 года. Получило название по селу Перемилово Дмитровского района Московской области, расположенному на левом (восточном) берегу канала имени Москвы напротив города Яхромы (сейчас восточная часть Яхромы), сразу возле моста через канал.

Это один из рубежей, на котором были остановлены немецкие войска, крайняя восточная точка их продвижения на фронтах севернее Москвы. В конце ноября 1941 года германские войска вплотную подошли с запада к Дмитрову, откуда они обстреливали город. Группа вражеских танков прорвалась к Дмитрову со стороны Яхромы, но огнём советских орудий и бронепоезда были разбиты.

 

9. Церковь Казанской божей матери в Хомяково. Сергиево-Посадский район.

 

 

 

Получить консультацию
Яндекс.Метрика