Всемирный Клубъ-Музей-Лекторий "Маски, Лики, Фигуры и энергоартефакты мира"

Солнечногорский и Клинский районы

2 сентября, Мы совершили путешествие по Солнечногорску, Клину и Клинской области. Участие принимали: Роман и Татьяна Болысовы, Сергей и Валентина.

 

Маршрут:

- Храм Рождества Христова в Черкизове

Описание храма в 1682 году: он представлял собой клетскую церковь, окруженную с трех сторон открытой галереей-папертью с двумя входными лестницами. Сруб храма и паперть были покрыты тесом. Отдельно от храма стояла колокольня: восьмиугольный сруб с шатровым завершением, крытый тесом. На колокольне помещался скромный звон в четыре колокола общим весом 10 пудов. Построенный на дворцовые средства храм был богато украшен иконами в серебряных вызолоченных ризах, располагал необходимым количеством богослужебных книг и другим церковно-ризничным имуществом. Местный ряд иконостаса включал храмовую икону “Рождества Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, в киоте оклад серебряной басемной золочен , 13 венцов серебряных резных золоченых, образ Нерукотворенного Образа Спасова , образ Пресвятыя Богородицы Казанския, образ Чудотворца Николая с житием , образ Огненное восхождение пророка Илии”. Кроме местного ряда, в описании упоминаются иконы деисусного и праздничного чинов. В трапезной храма находились чтимые иконы Рождества Христова и жен- мироносиц.

Многочисленные документы датируют строительство каменной церкви в Черкизове 1789 годом и называют имя храмоздателя графа К.Г. Разумовского. Изначально церковь была однопрестольной с иконостасом “каменным с лепными гипсовыми украшениями, двухъярусным, царские двери, состоящие из двух створов, гладкие, верхушки имеют вид полукружий”. Известны габариты главного иконостаса: длина 4 сажени, высота 15 аршин.

31 мая 1855 года о. Василий Надеждин и церковный староста крестьянин Андрей Романов обратились к митрополиту Филарету с прошением разрешить расширить Христорождественский храм двумя теплыми пределами. В 1857 году митрополит рассмотрел и утвердил рисунок иконостаса придела в честь Казанской иконы Божьей Матери с правой стороны трапезы. О дате устройства и освящения придела Святителя Николая с левой стороны трапезы сведений не найдено.

О жизни черкизовского прихода в 1930-х годах никаких архивных свидетельств не сохранилось. Последний священник церкви Рождества Христова Голубев, судя по материалам следственных дел НКВД, в 1938 году был арестован и расстрелян. Следствие вел оперуполномоченный уголовного розыска, сержант милиции А.Т. Климов. Ныне выяснилось, что этот палач сфабриковал 11 дел по которым были расстреляны 8 человек, в том числе 2 священника и одна монахиня.

Во время Великой Отечественной Войны Христорождественский храм был обезглавлен и приспособлен под мельницу, позже под склад, клуб и мебельный магазин.

В 1991 году при церкви Рождества Христова была вновь образована и зарегистрирована православная община. С августа 1992 года начались работы по расчистке церковного помещения и демонтажу чердачных перекрытий. Первая литургия была совершена настоятелем о. Иоанном Кочкиным в Великий Четверток 1993 года.

- Танк Т-34, установленный в честь боевых действий в 1941 г. частей 16-й армии и дивизий народного ополчения: 41-й км Ленинградского шоссе, Зеленоград

- «Штыки» на «Холме Славы»

В годовщину Парада Победы, 24 июня 1974 года, состоялось торжественное открытие мемориала. На 27-метровом искусственном кургане взметнулся ввысь 42-метровый обелиск — сомкнутые штыки.

 - Спасский храм г. Солнечногорск

Спасская церковь города Солнечногорска сохранилась от села Спасское-Телешево, находившегося в Дмитровском уезде, Берендеевом стане. Исстари здесь стояла деревянная церковь в честь святителя Николая Чудотворца, которая была уничтожена в смутное время начала XVII века.

В 60-х гг. XVII столетия деревянная церковь была восстановлена и освящена в честь праздника Всемилостивого Спаса. В 1742 году село стало собственностью П. И. Лопухина, который в 1759 году построил ныне существующий каменный храм. В середине XIX века Львовы, владевшие селом с 1807 года, перестроили церковь, в результате чего она приобрела современный облик.

Храм типа «восьмерик на четверике» с алтарём, притвором и колокольней в три яруса поднят на высокий подклет. С боковых сторон к храму примыкают открытые галереи (гульбища) на аркадах. Крест на куполе венчает корона — символ принадлежности Лопухиных к царскому роду. Барочный резной иконостас — ровесник церкви. Масляная живопись на сводах и стенах середины XIX века с позднейшими обновлениями.

В XX веке Спасская церковь не закрывалась.

- Храм архангела Михаила село Вертлино.

Московская обл., Солнечногорский р-н, д. Вертлино, д.66а.

- Усадьба "Тараканово"

Первым владельцем сельца Высокого в 1627 г. был Андрей Неустрой, сын Зарецкого. В 1690-х гг. новый владелец села, стольник Н.К. Тараканов, построил в Высоком деревянную церковь во имя Архистратига Михаила, освященную в 1695 г. В 1755-1764 гг . капитан Иван Васильевич Тараканов построил новую, уже каменную церковь того же посвящения с приделами свт. Николая Чудотворца и апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Храм был выстроен в стиле барокко по проекту неизвестного архитектора круга К.И. Бланка. Подрядчиком был крестьянин д. Бративщина Костромского уезда Матвей Иванович Смолин. Церковь была поставлена на высокий подклет. Верхняя часть — неравногранный восьмерик на крестчатом основании. В 1874 г. колокольня Михайло-Архангельской церкви стала резко кренится и ее разобрали. По проекту В.С. Грудзина рядом с храмом построили небольшую звонницу, простоявшую до 1936 г.

churchM
Тётушка Александра Блока М.А. Бекетова писала : «… среди лужайки стояла белая каменная церковь с зелёной крышей около которой среди кустов и группы лип виднелось несколько заброшенных могил с покосившимися крестами. Церковь была довольно большая и старая, необычной для наших мест архитектуры, внутри были старинные образа и лепные украшения…»
17 августа 1903 г. в храме венчались А.А. Блок и Л.Д. Менделеева. Присутствоваший на обряде Д.И. Менделеев заплакал от умиления. А годом раньше в храме отпевали ректора Санкт-Петербургского университета, профессора А.Н. Бекетова, деда поэта. Церковь Михаила Архангела увековечена в стихах Александра Блока «Девушка пела в церковном хоре», поэме «Возмездие».

ch-S-goos
В 1928 г. церковь закрыли. В разные годы её использовали под овощехранилище, склад, контору, клуб. Во время Великой Отечественной войны, в ходе боёв Красной армии с фашистами под Солнечногорском, храм оказался буквально на передовой. В нем находился артиллерийский наблюдательный пункт, и храм превратился практически в руины, ещё недавно на сохранившихся стенах можно было видеть следы пуль и снарядов.

IMG_0469

В настоящее время подходят к завершению реставрационные работы.

Слева у храма захоронена троюродная племянница А. А. Блока – Ольга Сергеевна Соловьева, дочь Сергея Михайловича Соловьева – внука историка С.М. Соловьева, племянника поэта символиста Владимира Соловьева, племянника философа Всеволода Соловьева, Поликсены Соловьевой – детской писательницы. Сергей Михайлович был на венчании шафером со стороны Любови Дмитриевны. Ольга Сергеевна ушла из жизни в 2001г.

BlokMende1

Справа от храма Михаила Архангела в 2008 г. в «Год семьи» установлен памятник Любови Дмитриевне и Александру Александровичу Блокам. Скульптора Александра Александровича Рожникова.

«Самая деревня была по нашим местам довольно большая и одна из зажиточных, несмотря на кабак, превращенный позднее в винную монополию, где торговал уже не кабатчик, а «винополец». Деревня была вытянута в два порядка изб, которые были обстоятельного вида, крепкие и прямые, некоторые даже с дранковой крышей. В конце деревни, немного поодаль, виднелся небольшой, но очень глубокий пруд, по берегам которого росло несколько старых берез. Его особенность состояла в том, что он был выше уровня той местности, которая была дальше за ним. На берегу пруда, со стороны противоположной деревни, стоял барский дом, а справа подходил к нему сад. Дом был красив: большой ящик под ржавой железной крышей красного цвета. Балкон, выходивший в пруд, был снят, окна наполовину заколочены. В саду были заросшие дорожки, лужайка с кустами шиповника и одичалой сирени; аллея из старых берез шла по краю обрыва того холма, на котором расположена была усадьба… Таракановская усадьба сама по себе была интересна только тем ароматом поэзии, который всегда сопровождает старину и заброшенные места. Березы заглохшего сада сильно разрослись, сквозь щели в ставнях окон поблескивала старая мебель. Можно было сколько угодно фантазировать над тем, кто гулял здесь когда-то в платьях старинного покроя и что вообще могло здесь происходить», — так писала о Тараканове Мария Андреевна Бекетова.

pond2

Ныне от усадьбы остался только пруд.

В музейный комплекс усадьбы Капитана Ивана Васильевича Тараканова кроме храма, где венчался А.Блок (1880-1921) и Л.Д.Менделеева (1881-1939), так же входит земская школа, построенная 1897г. С 1898г. начинается ее история. За время существования, земская школа выучила грамоте несколько поколений деревенских детей. В 1969 г. школа была закрыта за ненадобностью.

shcTar

9 августа 1970 г. в стенах земской школы Московская писательская организация Союза писателей РСФСР подготовила и открыла фотовыставку, посвященную жизни и творчеству А.Блока. Вскоре в это же здание была переведена сельская библиотека, которой присвоили имя поэта.

Bust1

Перед школой можно увидеть гранитный бюст А.А. Блока работы скульптора Бориса Алексеевича Мачкова (1931-1990) . В 1991 г. бюст экспонировался в Центральном выставочном зале «Манеж». Позже его приобрели на средства Министерства культуры РСФСР и передали в дар Государственному музею-заповеднику А.А. Блока.

Многие скульптуры Бориса Алексеевича Мачкова  можно увидеть в Москве в парке «Сокольники», в Сиреневом саду, в Клину Московской области и перед земской школой усадьбы Капитана И.В.Тараканова.

Гости усадьбы фотографируются на память, стоя около бюста А.Блока, экскурсоводы читают стихи, погружая слушателей в поэзию Серебряного века.

IMG_0622

В земской школе сейчас открыта выставка «Раритеты семьи Д.И.Менделеева из коллекции музея-заповедника» и постоянная экспозиция «Жизнь без начала и конца»,  в которой отражен творческий путь поэта на фоне исторических часто меняющихся событий конца ХIХ – начала ХХв.в.

 -152-мм гаубица-пушка образца 1937 года (МЛ-20), г.Клин, Ленинградское шоссе

Памятник без захоронения.

Здесь, 15 декабря 1941 года доблестные войска 30-й и 1-й Ударной армий в ходе контрнаступления окружили и разгромили крупную танковую группировку немецко-фашистских захватчиков.

 - Храмовый комплекс в селе Завидово

Храмовый комплекс Успения Пресвятой Богородицы стоит в центре древнего села Завидово, несколько восточнее автотрассы Москва (112 км) — Санкт-Петербург (522км).

В настоящее время ансамбль церквей включает два храма: Успенский трехпрестольный  – зимний и Троицкий однопрестольный – летний (восстановленный в 2003 г).
В состав комплекса помимо церквей входят: пятиярусная колокольня (построенная вновь в 2003 году на месте разрушенной в 1950-х годах), на третьем ярусе сооружения  самая большая звонница  Тверской епархии, общая масса колоколов 12,5 тонны, самый большой колокол «Благовест»  5,1 тонны. Музей (бывшая часовня и иконохранилище) посвящен истории села Завидово  и храмовому комплексу, открыт 12 июня 2006 года. Неподалеку находится сторожка, где ныне расположен музей «Народные промыслы России» и воскресная школа. Прежде здесь же находилась ограда с башнями, которые впоследствии были разрушены.

- Памятник «катюше» в Конаково (Тверская область)

На монументе, установленном в 1965 году, в честь 20-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне, табличка со словами «Здесь шли бои, здесь пламенем объятый стоял на смерть России верный сын. Отсюда начинался путь солдата, нелегкий путь к победе на Берлин».

На этом рубеже в декабре 1941 года началось наступление войск Калининского фронта, шли ожесточенные кровопролитные бои, в которых наши войска отбивали многочисленные атаки противника, защищая подступы к Москве.

- Успенская церковь. Клин

Время возникновения обители с досто­верностью неизвестно. Догадки об учреж­дении монастыря Дмитрием Донским в 1380 году, появившиеся в XX веке в кругу люби­телей краеведения, не находят подтверж­дения и не соответствуют существовавшим в тот период межкняжеским отношениям. Вплоть до присоединения к Москве в 1485 году город Клин входил в состав Тверско­го княжества. Небольшой Успенский мона­стырь был приписан к Тверскому архиерей­скому дому, который возник в 1247 году. В XVII–XVIII веках в епархию помимо Твери входили города Зубцов, Кашин, Клин, Ста­рица с уездами. В 1799 году Тверская епар­хия была приведена в соответствие с грани­цами Тверской губернии.

Клинский мужской монастырь в честь Успения Пресвятой Богородицы впервые упоминается в XVI столетии. Документ 1545 года сообщает о том, что, согласно Духов­ной грамоте, Матвей Иванович Левашов да­вал деньги в монастырь «Пречистой в Клин на Городок игумену и священницы, и с дья­коны, и с проскурником, и с попом на соро­коуст».

Время завершения строительства камен­ного Успенского собора документально не зафиксировано. По одной версии, он был построен между 1539 и 1542 годами, од­нако большинство исследователей относят его создание к середине XVI столетия.

Есть и более поздняя версия, связанная с пребыванием в Клину царя Ивана Грозного с 15-тысячным опричным войском, которое двигалось на Новгород и Псков в декабре 1569 года. Историк Н. М. Карамзин изобра­зил чудовищную картину кровопролития, учиненного царем ночью над клинчанами, которые накануне встретили царя хлебом и солью. Лифляндские дворяне Таубе и Крузе, бывшие в опричном войске, также сооб­щали, что было истреблено все население Клина. Однако некоторые историки ставят под сомнение вышеописанную бойню. Они оосновываются на том, что в царском «Синодике опальных» упоминается имя только оной жертвы в Клину – некоего каменщи­ка Ионы.

Существует несколько версий строительства каменного храма после 1569 года. По старинному клинскому преданию, собор с построен в память о горожанах, павших невинными жертвами похода войска Ивана Грозного, причем по одной версии именно раскаявшийся государь выделил средства строительство каменного храма. По другой – деньги собирали оставшиеся в живых горожане. По третьей версии, не предпо­лагающей массовых убийств в Клину, царь действительно выделил деньги на благоукрашение обители, чтобы иметь возможность останавливаться в ней во время своих дальних походов.

8 января 1572 года в Клин из муромской ссылки прибыл шведский посол епископ Павел Юстен. Здесь же в это время находился и царь Иван Грозный, намеревавшийся идти войной на шведского короля Юхана III. Остен писал, что Иван Грозный вместе со своей свитой жил вне пределов города северном берегу реки. Однако аудиенция царя с послом прошла непосредственно в городе. Можно предполагать, что Иван Грозный останавливался именно в Успенском монастыре.

Что бы ни предполагали историки, красивейшая каменная церковь – Успенский соборный храм монастыря – была построена и сохранилась до наших дней. Храм представляет собой небольшой кирпичный куб с тремя алтарными апсидами, увенчанный одной главой на световом барабане, крестово-купольной композиции. Очень гармонично организовано внутреннее пространство церкви.

В архиве Московского Кремля хранится письмо царя Алексея Михайловича Романова. Из него следует, что когда царь был на охоте (возможно в Круговской волости), у царицы случились преждевременные роды, и «страха ради смертного» новорожденного младенца крестили в Успенском храме г. Клина. Этим младенцем был будущий император Петр I.

Следующая страница в истории мона­стыря связана с именем Патриарха Никона. По его просьбе государь Алексей Михай­лович в 1655 году своим указом повелел приписать клинский Успенский монастырь со всеми его вотчинами и угодьями к своей излюбленной обители – Иверскому мона­стырю на Валдае. В клинском монастыре Патриарх делал остановку для отдыха во время своих поездок в Иверскую обитель. Своего рода путевым дворцом для знатных духовных лиц клинский монастырь послу­жил в том же 1655 году для антиохийского Патриарха Макария, совершавшего поезд­ку вместе с Сербским архиепископом Гав­риилом и со своим сыном архидиаконом Павлом Алеппским. Они направлялись из Москвы в Новгород. Путешественники при­были в монастырь утром в понедельник 6 августа в праздник Преображения Го­сподня. Архидиакон Павел писал: «Древ­ний каменный монастырь в честь Успения Владычицы, принадлежащий Патриархии... занимает красивое местоположение; близ него селение по имени Клин».

Документ 1685 года сообщает, что «под­ле города Клина на посаде монастырь Успе­ния Пресвятой Богородицы». В документе 1709 года говорится о двух храмах на тер­ритории монастыря: «За валом клинский Успенский монастырь мужской. В том мо­настыре церковь во имя Успения Пресвятой Богородицы. Другая преподобного Сергия Чудотворца, обе каменные со всякой цер­ковной утварью, что есть в них. В том мо­настыре братия: иеромонах Нифонт, иеро­монах Иосиф».

Документ 1715 года упоминает священ­нослужителей монастыря: «игумен Иоасаф Потапов 49 лет, иеромонах Иларион 45 лет, иеродиакон Иринарх 35 лет».

В документах за 1624, 1646, 1678 и 1710 годы сообщается, что монастырь владел деревней Прасолово (в современной транс­крипции – Праслово), находящейся к севе­ру от обители за р. Сестрой.

Упразднение монастыря

К 1764 году монастырь обеднел. Все его владения были отобраны. В государстве Российском в это время проводилась по­литика изъятия владений у монастырей и закрытия многих из них. Именно в 1764 году была завершена реформа, в резуль­тате которой церковные вотчины перешли в государственную собственность. Из 953 великорусских монастырей закрыто 568, 224 оставлено в штате и 161 – за штатом, на собственном содержании. В число выве­денных в разряд приходских церквей попал и монастырь в Клину.

Вот как описано состояние монастыря в тот период:

В соборной Успенской церкви окна све­тового барабана заделаны досками, дере­вянные двери – в крайне ветхом состоянии. Кирпичный пол в алтаре, а в церкви – из плит белого камня, – «совсем негоден». Глава собора была покрыта деревянной чешуей, а кровля – тесом, при этом только на алтаре покрытие было относительно но­вым. Собор, несмотря на небольшие раз­меры, не отапливался.

Далее описывается каменная двухэтаж­ная трапезная церковь в честь преп. Сергия Радонежского. В верхнем богослужебном этаже имелась обветшавшая изразцовая печь, кирпичный пол в некоторых местах по­ломан. Нижний этаж занимала хлебенная и погреб. К трапезной церкви был присоеди­нен деревянный чулан и крытая деревянная паперть. Состояние трапезной, по описанию, является угрожающе аварийным: в стенах «великие разседины и в некоторых местах кирпичи вывалились и углы поломаны».

При соборной церкви указана двухэтаж­ная колокольня, крытая тесом. Все про­чие строения обители были деревянными, причем состояние их характеризуется как крайне ветхое и гнилое. Среди них две на­стоятельские кельи, малая братская келья, четыре житницы, стоящие в одну линию, по­греб, братская баня, два сарая с сеновалом.

Территория обители занимала площадь 153 х 64 м2 и была обнесена деревянным забором, периметр которого составлял 435 м. Непосредственно к монастырю при­мыкал скотный двор, строения которого были ветхими и гнилыми, никакого скота на момент составления «Описи» не имелось. Рядом с монастырем у реки был разведен огород на площади порядка 400 кв. саже­ней, на котором высаживали капусту только для монастыря, а не на продажу. «При оном монастыре, как в городе, так и за городом, дворов и садов никаких не имеется», не было замечено и никакого начатого стро­ительства. Подворий, школ и богаделен за монастырем не состояло.

Храмы упраздненного монастыря ста­ли приходскими. Только в начале XIX века положение улучшилось. В 1810 году зда­ние Успенской церкви подверглось рекон­струкции. К храму были пристроены трапез­ная, портики с колоннадой и трехъярусная колокольня. В трапезной части устроены Сергиевский и Всехсвятский приделы. При­внесенные черты классицизма исказили памятник старины до неузнаваемости. Тог­да же, вероятно, была разобрана и старая Сергиевская церковь. Из убранства прош­лых веков в иконостасе Успенской церкви сохранялись старинные иконы Тихвинской Божией Матери и преп. Сергия Радонеж­ского.

В конце XIX века церкви принадлежали каменная богадельня, построенная в 1881 году, в которой проживали просфорница и бедные женщины разных сословий, и дере­вянная часовня в д. Белавино. Приход церк­ви состоял из граждан г. Клина и жителей деревень Праслово, Белавино и Шевелево.

С Успенским храмом связаны имена знаменитых людей России. В частности, на службах здесь бывал П.И. Чайковский, о чем он упоминает в своих дневниковых записях.

- Храм Ксении Петербургской в Клину.

В поселке 31 Октября (6-й микрорайон Клина) церкви никогда не было. Администрация Клинского района в 1997 г. передала верующим половину жилого дома для устройства временной церкви, которая была освящена во имя святой блаженной Ксении Петербургской.

Первое богослужение совершилось на Крещение Господне 1998 г., а первая Литургия и малое освящение церкви — 6 февраля 1998 г. в день памяти святой блаженной Ксении. Однако в праздники храм не мог вместить всех молящихся. Прихожане решили с Божией помощью строить большой новый храм.

В апреле 1999 г. администрация Клинского района зарезервировала участок под строительство церкви. 25 сентября 1999 г. состоялось торжественное богослужение в честь основания нового храма святой блаженной Ксении Петербургской. Первая Литургия была отслужена уже на Пасху 2001 г.

Строительство церкви еще не завершено, но богослужения совершаются. Одна из святынь храма — икона святителя Иоанна Златоуста с частицей мощей. В прежнем здании храма теперь проходят занятия воскресной школы для взрослых, организованной в 2001 г.

 

 

Получить консультацию
Яндекс.Метрика